Ценностно-ориентированная деятельность, в отличие от обычной, предполагает участие ученика в качестве полноправного субъекта педагогического процесса, поскольку сопровождается напряженной психической работой его сознания.
На первом этапе (целеполагание), в соответствии с требованиями исходящими от ценности, субъект решает для чего совершать данную деятельность.
На втором этапе (осознание) происходит поиск решения: что необходимо делать для реализации данной ценности.
На третьем этапе (осмысление) субъект ищет смысловое решение освоения ценности: как совершать данную деятельность?
Если некоторые из этапов в процессе освоения ценности будут пропущены, то это приведет к механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой творческий, осознанный характер. В отношении ценности «здоровье» в школьном физическом воспитании как раз превалирует именно такое механическое принятие, которое, естественно не формирует у учащихся ценностного отношения к здоровью и в результате у учащегося не возникает потребности здорового образа и стиля жизни.
Рассматривая вопрос о формировании ценностного отношения, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что основной механизм в этом процессе заключается в решении конкретных повторяющихся задач, в ходе которых человек учится оценивать свои возможности соотносительно с задачами и себя по своим реальным достижениям. С определенного этапа субъект начинает совершенствовать свою деятельность на сознательной основе, что связано в механизмами самооценки, оценки своих достижений и неудач, включения оценочного механизма регуляции качества деятельности (2, с. 185).
Далее, определяя содержание и форму ценностного отношения, М.С. Каган показал, что ценностное отношение, как все культурные явления и процессы, имеет содержание и форму проявления этого содержания.
Содержательная сторона ценностного отношения - воплощенное в нем осмысляющее отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно-практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта, ибо мировоззрение субъекта и есть не что иное, как система ценностей.
Понятие «мировоззрение» обозначает двухуровневую систему ценностных оценок: нижний ее уровень - переживаемый, но не осознаваемый, характеризующий обыденное сознание людей - социально-психологический; верхний - осознаваемый, и поэтому так или иначе опредмечиваемый - идеологический (рис. 5). Именно он превращает ценностное отношение в ценностное сознание, которое делает оценивающее переживание реальности ее оценивающим осмыслением. Оно-то и является содержанием ценностной связи субъекта и объекта, эмоционально-психологическая ее структура -формой, в которой данное духовное содержание обретает психическую реальность, таким образом, мировоззрение как интегральное определение ценностного отношения человека к миру схватывает мироощущение и мироосмысление (93, с.82-83).
Как видно на схеме, в процессе ценностного отношения к объекту изменяется не только сам объект, но и субъект.
Признавая существенный вклад М.С. Кагана в философское определение содержания и формы ценностного отношения, все-таки следует отметить недооценку им поведенческого компонента формирования ценностного отношения.
Проблема определения и формирования отношений была одной из самых актуальных и в зарубежной педагогической и психологической науках (134).
В.Олпорт охарактеризовал отношение как психическое и нервное состояние готовности, возникающее в ходе прошлого опыта и направляющее или динамически воздействующее на реакцию человека, на все объекты и ситуации, с которыми он сталкивается (206, с. 148).
Тонкости педагогики:
Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея
Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов. В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего ...
Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...
Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...