Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 3

- ценности стимулируют поведение и поступки, действуя как важный фактор мотивации личности (74, с. 105).

В контексте вышеизложенного рассмотрим понятие «здоровье» с точки зрения аксиологии. Ценностью здоровье считали еще с древнейших времен. Прекрасно о ценности здоровья сказал Сократ: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто!» (цит. по Филос. словарю, 188).

Позже другой знаменитый философ А.Шопенгауэр, также очень точно охарактеризовал здоровье как ценность: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий чувствует себя счастливее больного короля» (цит. по Филос. словарю, 188).

Аналогичные высказывания можно найти и у других философов, научных деятелей. Как видим, ценность здоровья практически ни у кого не вызывает сомнения. Вместе с тем, интересно было бы проанализировать понятие «здоровье» с точки зрения того, является ли оно «подлинной» и «высшей» ценностью человеческого бытия. Обратимся для этого к критериям, разработанным для таких ценностей Г. Парсонсом (147).

Такая ценность должна быть надежной. Непредсказуемо изменяющаяся и поэтому ненадежная ценность не может наилучшим образом удовлетворять потребности людей. Подлинная ценность никогда не подводит и действует постоянно длительное время. Здоровье, безусловно относится к такого рода ценностям, поскольку действует на всем протяжении филогенеза человечества и онтогенеза отдельных людей, удовлетворяя их биологические, психологические и социальные потребности.

Ценность должна быть источником и создателем других ценностей (благ), т.е. такой ценностью, без которой резко ослабеет, если вообще не прекратится процесс создания отдельных ценностей, их рост и изменение. Не подлежит сомнению, что здоровье представляет собой именно такую ценность, поскольку является необходимым условием реализации всех жизненных планов (ценностей) личности, без здоровья невозможна никакая эффективная деятельность человека, а, следовательно, и полноценное осуществление всех других ценностей.

Ценность должна быть полностью удовлетворяющей; самодостаточной в аристотелевом смысле, т.е. тем, что само по себе делает жизнь желанной. Она должна быть полностью удовлетворяющей не только отдельного индивида, но и всех, кто обладает ей. Очевидно, что здоровье является именно такой ценностью, поскольку делает жизнь желаемой и желанной, а также становится благом для всех и для каждого, кто им обладает.

Ценность должна быть целевой, в том смысле, что задает значение, роль, порядок и направление всем вещам и видам деятельности, которые соотнесены с ней. И этому условию «здоровье» соответствует, поскольку осуществление здорового стиля жизни подчиняет и определяет весь уклад жизни человека, налагая отпечаток на все, что бы он ни делал.

Ценность должна удовлетворять родовой человеческой потребности, т.е., как утверждают гедонисты, ценность должна быть такой, чтобы в том или ином смысле, в любое время и в любом месте быть в состоянии, в принципе удовлетворять всех людей. Очевидно, что и этому критерию, здоровье как ценность безусловно соответствует.

Таким образом, согласно данной классификации, «здоровье» по всем критериям подходит под определение «подлинной» и «высшей» ценности. Однако мы согласны с П.В. Бундзеном (51, с.8), что здоровье само по себе, вряд ли является терминальной (конечной) ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности.

Здоровье, даже являясь высшей ценностью, не может быть главной целью жизни (самоцелью), но поскольку оно является необходимым условием достижения всех остальных значимых ценностей (без здоровья они не имеют смысла), то, даже не являясь целью жизни, оно может и должно быть высшей ценностью жизнедеятельности человека, особенно в молодом возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Понятие "методический прием"
Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий пр ...

Сущность интерактивных методов
Современное университетское образование во всем мире переживает интенсивную смену парадигм. Этот процесс, существенно меняющий облик университета как образовательной и культурной среды, со всей остротой ставит вопрос о цели, содержании, методах университетского образования. Необходимость перехода о ...

Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия
В процессе трудовой деятельности развивается образное художественное воображение, умение перевоплощаться в различные роли, что очень тесно связано у детей с их потребностью в игре. Введение элементов игры является одним из средств, содействующих активизации конструкторской технической мысли, развит ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru