На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей.
Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры.
Характерной чертой ребенка этого возраста является стремление воплотить в игре образы своей фантазии, проявить свою активность, показать свою индивидуальность, самостоятельность, что, несомненно, способствует формированию нравственных качеств личности [7].
В связи с этим определилась цель дальнейшей работы: повышение уровня сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр.
Таким образом, цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
- гуманности;
- трудолюбия;
- патриотизма;
- гражданственности;
- коллективизма [5].
Подвижная игра «Ястреб и ворона»
Цель: воспитание самостоятельности, дружбы, дисциплинированности, ответственности, коллективизма.
Содержание:
Что за птица на березе
Серая – пернатая?
Всех прохожих испугала,
Очень громка каркая! (Ворона)
С помощью считалки выбирают двух ястребов. Остальные дети – вороны. Ястребы находятся в двух маленьких обручах, в больших обручах по две по две вороны. По сигналу педагога вороны бегают, прыгают, ходят. На слово «Ястреб!» вороны убегают в свои гнезда. Пойманные вороны занимают место ястреба.
Игра «У ребят порядок строгий»
Цель: воспитание внимательности, дружбы, коллективизма.
Содержание: ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становитесь!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем (самый высокий по росту становится позади учителя, в трёх шагах от него). Когда все участники игры построятся, учитель командует: «По носкам – равняйся!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Шагом марш!». С началом движения, под ритм шага, ученики повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета учитель произносит: «Разойтись!». Ученики расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем учитель подаёт снова команду «Становись!», указывая ученикам новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчёту учителя: «Раз, два, три и т. д.». Ученики, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись), проигрывают.
Правила.
1. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу.
2. Запрещается толкаться и «напором» занимать своё место.
Игра «Дерево дружбы»
Цель: воспитание дружбы, коллективизма, дисциплинированности.
Содержание: все берутся за руки. Один человек – «дерево». Он стоит на месте, а ведущий с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг «дерева».
Игра: «Звонок на урок»
Цель: формировать дисциплинированность, собранность и ученическую ответственность.
Содержание: с обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты «порты» (на 3-4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде руководителя начинают движение по кругу и произносят:
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовёт всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
Бегут и стараются занять парты в своём классе. Выигрывает тот, кто не разу не опоздает на урок.
Игра «Белки, орехи, шишки»
Цель: воспитание коллективизма, дружелюбия, умение действовать вместе.
Содержание: играющие рассчитываются по три. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки. В разгар можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.
Тонкости педагогики:
Особенности формирования слоговой структуры слова у
детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...
Экспериментальное
исследование трудового воспитания детей старшей группы детского сада
В круг исследования, проводившегося в 2010 году, включалось 20 детей 5-6 лет. Соответственно гипотезе работы предполагалось, что целенаправленное систематическое руководство трудовой деятельностью дошкольников в условиях детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений де ...
Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...