Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 6

Рис.2.

К элементам системы здоровья, формируемым ЗОЖ и ЗСЖ, обычно относят следующие:

Уровень и гармоничность физического развития.

Функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем).

Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности.

Наличие того или иного заболевания.

5.Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Если первые четыре показателя не нуждаются в дополнительной ин терпретации, то пятый показатель здоровья - сугубо личностный. Именно через сферу разума осуществляется взаимосвязь здоровья и здорового образа и стиля жизни, через волевые качества и уровень ценностных мотиваций оп ределяется отношение человека к своему здоровью, осознанное участие в его формировании, сохранении, укреплении, коррекции (203, с.6-7).

Современная теория воспитания определяет воспитательный процесс как целенаправленное формирование у человека системы отношений к окружающему миру. С аналогичной точки зрения воспитание есть процесс целенаправленного формирования системы ценностей личности (92, с. 165).

Основываясь на теорию деятельности, разработанную в трудах Б-Г. Ананьева (12), С.Л. Рубинштейна (157), А.Н. Леонтьева (117), К.А. Абуль-хановой-Славской (1, 2, 3), можно сделать вывод, что развитие личности возможно только в процессе деятельности. Причем личность не просто реализует себя в деятельности, но реализует определенным образом в соответствии со своими жизненными ценностями (2, с.287).

По мнению Б.Додонова, необходимо, чтобы субъект «запланировал» определенную ценность в своем сознании, чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Она (ценность) дает важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в программе жизненной деятельности человека (81, с. 131).

Как видим, ценностный аспект присутствует как в определении отношений, так и в характеристике деятельности. Поэтому для уяснения механизма формирования ценностного отношения в процессе специально организованной деятельности необходимо разобраться в характере взаимосвязи понятий «отношение», «ценность», «деятельность».

Один из основоположников отечественной теории отношений В.Н. Мясищев (142) так охарактеризовал отношения и их взаимосвязь с деятельностью и ценностями:

Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся с его действиях, реакциях и переживаниях.

Отношения человека избирательны, прежде всего в эмоционально-оценочном смысле. Сознательное отношение представляет собой высший уровень отношения к действительности.

Отношения образуются и формируются в процессах деятельности.

Подлинно человеческие отношения-цели - это ценности.

Отношения - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоций, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности. Развивая теорию отношений В.Н.Мясищева, известный психолог

А.А. Бодалев пишет: «Система отношений, составляющих личность, выступает как определенная структура, в которой образующие ее отношения постоянно оказываются субординированными таким образом, что ведущими среди них, подчиняющими себе все другие оказываются отношения, в которых находят выражение основные потребности и интересы личности. Указанные «ядерные» отношения накладывают свой отпечаток на все другие отношения личности - характер проявления, устойчивость, действенность и другие отношения, составляющие «ядро» в структуре личности могут быть тесно связаны друг с другом (признак богатой духовно, цельной личности)» (44, с.83-84).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Тонкости педагогики:

Коллектив и развитие личности
Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства коммунистической идеологии, получила название коллективистической и до сих пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории. Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому воспитание, а ...

Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...

Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины
Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью. Можно заметить ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru