Следует отметить, что, несмотря на богатую историю развития аксиологии, до сих пор среди ученых нет единого мнения на природу, сущность, значение, условия реализации и классификацию ценностей. Представители вышеназванных наук трактуют понятие «ценность», как правило, исходя из методологии, принятой в данной науке, привнося в ее определение такие моменты, которые в дальнейшем помогут решению частных проблем и задач как теоретического, так и практического плана.
В Философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского дано следующее определение ценности: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» (188).
С. Ангелов определяет ценность как феномен, обозначающий предметы, вещи, цели, идеалы, явления природы и общественные явления, которые служат осуществлению социального прогресса и развития человеческой личности (208, с. 156).
В этом определении существенно то, что в нем подчеркивается роль ценностей в формировании личности.
М.С. Каган (93) охарактеризовал ценность как силу, определяющую поведение любого человека. На ее основе люди строят свои отношения, определяют свои критерии и приоритеты, выдвигают цели своей деятельности.
Данное положение определяет сущность ценностей. Поскольку мы согласны с А. Уайтхедом, что сущностью ценностей является их «способность к реализации в мире Деятельности», что любой факт в «мире Деятельности» имеет позитивное отношение ко всей сфере «мира Ценностей» (183, с.48).
Психология же трактует ценности как элементы структуры сознания личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.п.).
Существует мнение, что своим возникновением любая ценность обязана потребностям человека (34, с.26). Справедливо, на наш взгляд, также утверждение, что все ценности реализуются в процессе удовлетворения наших потребностей (биологических, психологических, социальных и т.д.), при этом «зародышевым» центром ценностей человека являются биологические потребности (147, с.325).
С другой стороны, в процессе реализации ценностей личностью, у нее формируются новые потребности. В этом заключается диалектическое взаимодействие ценностей и потребностей.
Говоря о взаимосвязи ценностей и мотивов, необходимо отметить, что ценности мотивируют деятельность и поведение человека. Этот факт весьма важен для понимания значения ценностей при формировании мотивационной сферы личности (74, с. 103).
Всякая ценность, познанная как таковая, направляет жизненную энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления. Осуществление же ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности и подчинять этому требованию повседневную жизнь (188, с.527). В этом состоит значение ценностей в деле формирования норм, привычек, образа жизни, стиля поведения, необходимых для успешного функционирования определенного общества, государства, социума.
Динамизм
Информация - получение сведений о существовании ценности и условиях ее реализации.
Трансформация - «перевод» информации на собственный индивидуальный язык.
Активная деятельность - познанная ценность принимается или отвергается.
Инклюзия - инициирование, включение в лично признанную систему ценностей.
Динамизм - изменения личности, связанные с принятием или отрицанием ценностей.
Из сказанного выше о ценностях можно сделать следующие выводы: - ценности определяют центральную позицию личности, общий подход к миру и самому себе, в этом заключается их значение в формировании мировоззрения личности;
Тонкости педагогики:
Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то ...
Компьютер в жизни младшего школьника. Результаты констатирующего этапаэксперимента
Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника Во-первых, более высокими темпами развития, во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятел ...
Практическое исследование по использованию произведений “материнской
поэзии” в качестве средства формирования личности ребёнка раннего возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеобразовательного типа №200 города Красноярска. Данное учреждение реализует образовательную программу дошкольного уровня образования – “Развитие ” под редакцией Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова. ...