Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Современная педагогика » Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания » Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Страница 2

Следует отметить, что, несмотря на богатую историю развития аксиологии, до сих пор среди ученых нет единого мнения на природу, сущность, значение, условия реализации и классификацию ценностей. Представители вышеназванных наук трактуют понятие «ценность», как правило, исходя из методологии, принятой в данной науке, привнося в ее определение такие моменты, которые в дальнейшем помогут решению частных проблем и задач как теоретического, так и практического плана.

В Философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского дано следующее определение ценности: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» (188).

С. Ангелов определяет ценность как феномен, обозначающий предметы, вещи, цели, идеалы, явления природы и общественные явления, которые служат осуществлению социального прогресса и развития человеческой личности (208, с. 156).

В этом определении существенно то, что в нем подчеркивается роль ценностей в формировании личности.

М.С. Каган (93) охарактеризовал ценность как силу, определяющую поведение любого человека. На ее основе люди строят свои отношения, определяют свои критерии и приоритеты, выдвигают цели своей деятельности.

Данное положение определяет сущность ценностей. Поскольку мы согласны с А. Уайтхедом, что сущностью ценностей является их «способность к реализации в мире Деятельности», что любой факт в «мире Деятельности» имеет позитивное отношение ко всей сфере «мира Ценностей» (183, с.48).

Психология же трактует ценности как элементы структуры сознания личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.п.).

Существует мнение, что своим возникновением любая ценность обязана потребностям человека (34, с.26). Справедливо, на наш взгляд, также утверждение, что все ценности реализуются в процессе удовлетворения наших потребностей (биологических, психологических, социальных и т.д.), при этом «зародышевым» центром ценностей человека являются биологические потребности (147, с.325).

С другой стороны, в процессе реализации ценностей личностью, у нее формируются новые потребности. В этом заключается диалектическое взаимодействие ценностей и потребностей.

Говоря о взаимосвязи ценностей и мотивов, необходимо отметить, что ценности мотивируют деятельность и поведение человека. Этот факт весьма важен для понимания значения ценностей при формировании мотивационной сферы личности (74, с. 103).

Всякая ценность, познанная как таковая, направляет жизненную энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления. Осуществление же ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности и подчинять этому требованию повседневную жизнь (188, с.527). В этом состоит значение ценностей в деле формирования норм, привычек, образа жизни, стиля поведения, необходимых для успешного функционирования определенного общества, государства, социума.

Динамизм

Информация - получение сведений о существовании ценности и условиях ее реализации.

Трансформация - «перевод» информации на собственный индивидуальный язык.

Активная деятельность - познанная ценность принимается или отвергается.

Инклюзия - инициирование, включение в лично признанную систему ценностей.

Динамизм - изменения личности, связанные с принятием или отрицанием ценностей.

Из сказанного выше о ценностях можно сделать следующие выводы: - ценности определяют центральную позицию личности, общий подход к миру и самому себе, в этом заключается их значение в формировании мировоззрения личности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Разновидности и возможности использования учебных деловых игр
Деловая игра является формой воссоздания предмет­ного и социального содержания будущей профессиональ­ной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных про­тиворечий и затруднений, испытываемых ...

Обобщение исследований творческой активности младших школьников
В своей работе мне также пришлось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению. Мною был проведен ряд исследований. Объектом эксперимента послужил мой класс в период с 2007г. по 2010г. (с 1 по 4 кл.) Целью исследований было выявить влияние стимулирования воображения, творческого мышления, р ...

Модель школы как органической системы
Рассмотрим действительность Школы исходя из критериев системного мышления, предложенных Грегори Бейтсоном. Различия Специфика Задачи такова, что хотя для всех групп она формулируется одинаково, результаты, «ответы» мы, очевидно, получаем различными. На общем заседании мы видим различные пёстрый док ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru