Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения

Страница 1

Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др.

Преобладание того или иного направления на каждом отдельном временном этапе определялось необходимостью решения насущных задач социально-экономического и политического развития страны, имеющих первостепенное значение в данный период. *. '

Теория физического воспитания в нашей стране сформировалась в конце XIX - начале XX века на стыке двух наук: медицины и педагогики. Естественно, что представители этих двух научных направлений придерживались различных взглядов на цели, задачи, содержание, средства и методы физического воспитания. Это привело к противостоянию двух методологических подходов: гигиенического, основоположниками которого были Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, а в советское время - Н.А. Семашко, и образовательного, создателем которого явился П.Ф. Лесгафт (119, 153). Первые - видели основную цель физического воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта; вторые - в разностороннем, гармоничном развитии личности посредством физических упражнений.

В первые годы советского строительства основные положения теории физического воспитания П.Ф.Лесгафта оказались невостребованными, так как главное внимание уделялось реализации прикладной направленности физических упражнений, подготовке с их помощью к высокопроизводительному труду и защите Родины.

После введения в 30-е годы физкультурного комплекса ГТО, который стал программной и нормативной основой системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, трудовая и военно-прикладная направленность еще более усилилась. В послевоенные годы с окончанием внешней изоляции нашей страны главной задачей, стоящей перед физическим воспитанием, стало развитие массового физкультурного и спортивного движения и на этой основе подготовка высококлассных спортсменов в олимпийских видах спорта с целью поднятия укрепления престижа советской страны на международной арене. Соответственно социальному заказу было изменено и содержание физического воспитания молодежи. В качестве ведущего направления было выбрано образовательное, основанное на обучении двигательным навыкам базовых видов спорта (97). В дальнейшем развитие физического воспитания шло по пути совершенствования названного направления, за счет лучшей организации учебного процесса, повышения моторной плотности уроков, более эффективного использования внеклассной и внешкольной форм проведения занятий (97, 99). В первое время такая постановка физического воспитания в школе давала неплохие результаты: ежегодно росло количество учащихся - значкистов физкультурного комплекса ГТО, что свидетельствовало о росте физической подготовленности; удовлетворительными были данные физического развития и состояния здоровья, постоянно увеличивалось число занимающихся в спортивных секциях, что явилось базой для завоевания нашими спортсменами мирового первенства в большинстве видов спорта. Но, начиная с 70-х годов, показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности школьников стали снижаться. Данные педагогических исследовании свидетельствовали о падении интереса к занятиям физической культурой у значительной части детей и подростков. Это было обусловлено несколькими причинами. Основные из них, на наш взгляд, следующие: во-первых, рост благосостояния населения привел к расширению возможностей проведения детьми и молодежью своего досуга; во-вторых, формальный, шаблонный подход большинства учителей физической культуры к организации и проведению учебного процесса по физическому воспитанию, не учитывающий изменившихся социально-экономических условий, произошедшие в стране и повлиявших на содержание интересов и потребностей школьников; в-третьих, в связи с ростом спортивных достижений большинство специалистов стало заниматься только с двигательно одаренными детьми. В результате основная масса «бесперспективных» школьников осталась вне спортивных секций, а формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися не получили еще достаточного распространения.

Принятая в начале 70-х годов новая программа по физическому воспитанию школьников была призвана активизировать все формы работы по физической культуре: урочную, внеклассную, внешкольную. В этой программе образовательная направленность физического воспитания на освоение навыков основных видов спорта была переориентирована на приоритет двигательной и функциональной подготовленности учащихся за счет более рациональной организации урока, внедрения новых эффективных средств и методов физической подготовки, более широкого использования внеклассной и внешкольной форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс – история и современность
Одной из актуальных задач в современных условиях является внедрение информационных технологий на всех уровнях образовательной системы и информационное наполнение компьютерных сетей системы образования. В истории информатизации образования выделяют четыре этапа. Период с начала 50-х и до начала 70-х ...

Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения
Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности н ...

Методологические принципы педагогики
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип фор ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru