Реализация новой программы на некоторое время оживила процесс физического воспитания в школе, значительно улучшились физические кондиции учащихся. Но уже к началу 80-х годов, вновь сложилась неутешительная картина со здоровьем школьников. Одни учителя физической культуры уже не в состоянии были прежними средствами и методами изменить негативную ситуацию с организацией рационального режима физической активности учащихся в школе и дома.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года поставила перед органами народного образования задачу по организации такого учебного процесса, который максимально соответствовал бы возрастным физиологическим и психологическим возможностям учащихся, а режим учебно-воспитательной деятельности школьников наиболее полно удовлетворил бы их потребности в двигательной активности.
На решение этих задач было направлено введение в 1985-1986 годах комплексной программы физического воспитания учащихся 1-И классов общеобразовательной школы. Эта программа, основанная, как и предыдущие на требованиях Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, провозглашала своей главной целью воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Новая программа концептуально не отличалась от предыдущей, но заслуга ее состояла в том, что она комплексно объединила все формы двигательной активности школьников, начиная с организации гимнастики до занятий, физкультминуток и физкультпауз во время уроков, подвижных перемен и кончая проведением ежедневных «олимпийских часов» или «часов здоровья» (97).
Большое внимание в программе уделялось внеклассной и внешкольной работе по физическому воспитанию, ее организации, формам, содержанию, средствам и методам. С помощью названных мер планировалось привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом как можно большее число детей и подростков. В реализации комплексной программы по физическому воспитанию впервые были задействованы не только педагоги по физической культуре, но и администрация вместе со всем коллективом школы. Внедрение новой программы в жизнь значительно повысило долю двигательной активности в режиме дня школьника, что не могло не сказаться положительно на здоровье и физических кондициях учащихся.
Дети и подростки с удовольствием воспринимали новые для них формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, но по-прежнему были лишь объектом этой деятельности.
В результате, со временем, интерес к занятиям у них начал падать, дети стали избегать участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что в немалой степени было связано 'с однообразием средств и методов применяемых при их проведении. Это объяснялось тем, что организовывали эти мероприятия, наряду с учителями физической культуры - учителя предметники, не обладающие специальными знаниями и необходимыми навыками в проведении физкультурно-оздоровительной работы.
И только в отдельных школах учителям-новаторам, по-прежнему, удавалось добиваться хороших результатов в деле постановки оздоровительной и спортивной работы за счет своего педагогического мастерства и творческого подхода к делу. Но то, что доступно талантливым одиночкам не может стать нормой для всех (128,129) (25, с.156-157).
Поэтому, в целом по стране, вновь, картина со здоровьем подрастающего поколения сложилась довольно плачевная. И немалая доля вины за это ложилась на организацию физического воспитания в учебных учреждениях (128).
В начале 90-х годов на страницах журналов «Теория и практика физической культуры» и «Физическая культура в школе» была раздернута дискуссия по проблемам физического воспитания, отвечающего современным насущным требованиям образования подрастающего поколения.
Со своим видением путей перестройки физического воспитания выступили ведущие специалисты в области физической культуры и спорта. Практически все признали неудовлетворительное состояние существующей системы физического воспитания и необходимость ее коренной концептуальной перестройки (5, 23, 25, 55, 61, 64, 70, 91, 95, 126, 129, 195, 238). Заведующий лабораторией содержания и методов физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков В.И. Лях с сотрудниками критиковали доминирующий о то время экстенсивный подход к физическому воспитанию, сторонники которого уповали лишь на увеличение часов на уроки физической культуры и повышение плотности уроков (128). На бесперспективность такого подхода указывал и В.К. Бальсевич: «опыт работы в условиях школьной реформы показал бесперспективность такого пути. Лишь в некоторых передовых школах усилиями энтузиастов удалось добиться повышения физической активности школьников путем введения «жесткой дисциплины рекреации», т.е. принудительных 45 минутных подвижных перемен. Такие тотальные физкультурные мобилизации способны лишь оттолкнуть детей от подлинной физической культуры. Не случайно, далее произошло заметное снижение физкультурной и двигательной активности школьников (на 16%). На практике реализация такого экстенсивного подхода: больше часов на физическую культуру, выше плотность уроков, больше занимающихся спортом и участников спортивных мероприятий, не подкрепленного серьезными организационно-методическими улучшениями в деятельности школы, создавали лишь опасную видимость бурной активности» (25 с. 156). Сотрудники лаборатории считали актуальнейшей задачей 'физического воспитания на современном этапе формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения и на этой основе укрепление их физического и нравственного здоровья (В.И. Лях, Г.В. Мейксон, 1991).
Тонкости педагогики:
Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи ...
Методы и организация исследования
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Метод анализа и обобщения литературных источников. 2. Анкетирование. 3. Метод шкалирования. Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авт ...
Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...