Концептуальные подходы к физическому воспитанию подрастающего поколения

Страница 5

На базе Самарского государственного педагогического университета под руководством доктора педагогических наук Н.В. Барышевой была разработана региональная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. Программа учитывала местные социально-экономические и материально-технические возможности, психофизические и национальные особенности людей, проживающих в регионе, их физкультурно-спортивные традиции, климатические условия и другие факторы. Для более эффективного внедрения региональной программы физического воспитания для учителей и учащихся были выпущены учебные пособия по физической культуре (32,33). Аналогичные региональные программы были разработаны в некоторых других территориальных образованиях России.

В 1995 году при РАО России был создан Проблемный совет по физической культуре, в который вошли ведущие специалисты страны в области физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, МЯ. Виленский, Н.Ж. Булгакова, В.А. Булкин, В.В. Кузин, А.И. Матвеев, С.Д. Неверкович, В.П. Филин и яр.)-

Стратегической проблемой деятельности Совета явилась разработка концептуальных основ теории и методики физического воспитания, формирование физической культуры подрастающего поколения (112).

В.В.Кузин отмечает, что в своих решениях Совет исходит из современной парадигмы приоритета человека как высшей ценности. Основываясь на данной методологии, Проблемный научный совет выработал концепцию физического воспитания и спортивной подготовки. Рассмотрим некоторые основные положения, существенно отличающиеся от ранее разработанных теорий и носящих инновационный характер (112).

Целью физического воспитания подрастающего поколения провозглашается формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни (ЗСЖ). Задачами физического воспитания являются:

Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

Физическое совершенствование и укрепление здоровья как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности.

Природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала каждого ребенка, подростка, юноши и девушки, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития их физических качеств, системы двигательных умений и навыков.

Общее культурное образование подрастающего поколения, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры.

Валеологическое образование дошкольников и учащейся молодежи, как важнейшего на современном этапе фактора формирования ЗСЖ.

Актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.

Рассмотренная концепция, на наш взгляд, наиболее полно вобрала в себя все рациональное, инновационное, что имеется в настоящее время в теории и методике физического воспитания. Вместе с тем, многие положения этой концепции нуждаются в дальнейшей разработке, конкретизации, экспериментальном обосновании.

Проведенный нами анализ истории развития и современного состояния теории и методики физического воспитания подрастающего поколения, позволяет сделать следующие выводы и наметить возможные пути дальнейшего развития физического воспитания:

Ключевой проблемой физического воспитания в школе на современном этапе (и с этим согласны подавляющее большинство специалистов) является проблема сохранения, укрепления и совершенствования психофизического здоровья детей и подростков, формирования у них мировоззрения ЗОЖ, приобщения их к здоровому стилю жизни в процессе физкультурной деятельности.

Поскольку эта проблема комплексная, то и решение ее может быть осуществлено только при комплексном подходе, с использованием достижений многих наук: философии, педагогики, психологии, физиологии, гигиены, медицины, валеологии и других. Физическая культура при этом должна взять на себя роль интегратора, потому как, справедливо утверждает Л.И. Лубышева (125, с. 14), по способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека она не знает равных среди других феноменов, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере "работает" на здоровье человека.

3. Приоритетными направлениями в физическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе должны стать следующие

-гуманистическое, способствующее целостному гармоничному развитию личности школьника;

культурологическое, основанное на воспитании физической культуры личности ребенка;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе
Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В ...

Основные задачи и направления современной дидактики
Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития. Это вопросы: «чему учить?» и «как учить?». С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, ...

Функции координатора рабочей группы
Ситуация в работе группы над Задачей меняется быстро и неожиданно, координатору недостаточно иметь набор конкретных техник, каким большим бы он не был, всегда может возникнуть новая ситуация, такая, что ни одна из этих техник не подойдёт. Тогда координатор, не имеющий стратегии, будет закрывать, от ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru