Известный теоретик Л.П.Матвеев так сформулировал основные причины неудовлетворительного состояния системы физического воспитания:
снижение интереса к занятиям физическими упражнениями в традиционных формах, мало учитывающими потребности, мотивы и ценностные ориентации самих учащихся в преобразовании собственной физической природы;
недостаточная готовность перейти к организации самодеятельных форм занятий физической деятельностью, активно и целенаправленно решать задачи культурного преобразования собственной физической природы, укрепления своего здоровью, вследствие отсутствия соответствующих знаний, умений, навыков, условий и возможностей (136, с. 11).
В.П. Лукьяненко среди множества причин, способствующих кризису физического воспитания школьников, выделял следующие:
слабое использование возможностей овладения интеллектуальным компонентом физической культуры;
недостаточная нацеленность на создание условий на перерастание учебного процесса в процесс физического самосовершенствования;
- слабо выраженный мировоззренческий аспект физкультурных занятий, не оказывающий существенного влияния на формирование ценностных ориентации, убеждений и т.п. в области физической культуры (.127, с.20).
В.И. Лях, Ю.А. Копылов, М.В. Малыгина, Т.В. Протченко, Н.В. Полянская (130) как один из вариантов оптимизации физического воспитания предложили концепцию личной физической культуры, с помощью которой, на их взгляд, появится возможность существенно влиять на проблему формирования привычек ведения учащимися ЗОЖ.
Личная физическая культура предполагает деятельность в области физической культуры, направленную на удовлетворение индивидуальных потребностей и культурологических стремлений в соответствии с личностными особенностями учащихся.
Целью личной физической культуры) является овладение учащимися навыками, умениями и знаниями воспитательной, развивающей, образовательной, оздоровительной, рекреационной и гигиенической деятельности для дальнейшего использования в процессе личностного самосовершенствования. Программу личной физической культуры разработчики предлагали как дополнение к обязательной программе по физическому воспитанию, В.К. Бальсевичем и Л.И. Лубышевой (29) был сделан вывод о том, что ныне существующая унитарная система физического воспитания жестко регламентирующая его формы и содержание целевой установкой на достижение малообоснованных нормативов физической подготовленности, должна уступить место новой системе, ориентированной на создание наиболее благоприятных возможностей для успешного достижения личных целей становления и развития потенциала физической культуры каждым отдельным человеком.
Далее были выдвинуты следующие концептуальные положения, обеспечивающие развитие и освоение новейших технологий физического воспитания:
Потенциал физической культуры личности составляется комплексом интеллектуальных, нравственных, психологических и физических качеств, способностей и свойств человека, приобретенных им посредством систематического многолетнего освоения ценностей физической культуры в процессе физического воспитания и самовоспитания.
Ведущим фактором физической активности должна быть осознанная потребность в освоении ценностей физической культуры во всем их многообразии, формирование и закрепление такой осознанной потребности - главная задача физического воспитания на всех его этапах.
Потребность человека в освоении ценностей физической культуры стимулируется чувством удовольствия от физической активности, работоспособности, ростом авторитета и уважения со стороны окружающих, ощущением здоровья и умения управлять своим физическим и эмоциональным состоянием, общественной престижностью и значимостью высокого уровня физической культуры личности.
Ведущим фактором изменения физического и психофизического состояния человека является тренировка как специально-организованный процесс с учетом индивидуальных, физических, возрастных особенностей занимающихся, личностными установками и интересами.
Наиболее перспективное направление в совершенствовании организации процесса физического воспитания является его либерализация, которая предусматривает свободу выбора занимающимся форм и вида занятий, их режимов и интенсивности.
Авторы также разработали классификацию ценностей физической культуры. Освоение комплекса этих ценностей, по их мнению, может стать мощным стимулом самореализации человеческой личности и прежде всего -через новые возможности самоорганизации на основе высокого уровня функциональных и психологических кондиций, приобретенных в процессе активной физкультурно-спортивной деятельности.
Наряду с обсуждением в центральной научной печати проблем физического воспитания, в регионах России местными специалистами физической культуры и спорта стали разрабатываться программы переустройства всей физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в свете новых концептуальных положений.
Тонкости педагогики:
Классификация исторических документов
в методике преподавания истории
К историческим источникам относится все созданное человеком, в том числе результаты его взаимодействия с окружающей средой, а также предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности. В широком смысле слова памятники письменности в методике называют документами. Еще в 1863г. про ...
Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе ...
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала XXI века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных прог ...