Интернаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Интернаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 1

Интернаучные методы применяются для прогнозирования объектов не менее чем в двух науках. При всем их разнообразии их можно свести в три основные класса: методы экстраполяции, методы экспертной оценки и методы моделирования.

Методы экстраполяции

Метод экстраполяции – это распространение каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (его называют базовым), на другой временной интервал (прогнозный). Прогностическая экстраполяция в большинстве случаев производится на основе статистически установленных тенденций изменения количественных характеристик прогнозируемого объекта, подчиняющихся той или иной функциональной зависимости и описываемых соответствующими кривыми графически. Таким путем прогнозируется, например, рост численности и структура научных кадров, рост объема научно-технической информации, размеры средств, вкладываемых в науку и т.п.

Идеи экстраполяции получили весьма широкое распространение в педагогике. В той или иной мере они используются при формировании учебных планов и программ, планировании учебно-воспитательного процесса, решении вопросов профориентации и т.п. Однако объекты педагогических исследований не определены до такой степени точности, чтобы к ним можно было применить понятие функции. Поэтому здесь сущность методов экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.

Именно в связи с такой «неопределенностью» педагогических объектов и встает вопрос о достоверности экстраполяции и границ применения этого метода в педагогических исследованиях. Как известно, педагогические явления подвергаются значительным изменениям под воздействием многочисленных и многообразных факторов. Эти факторы можно разделить на явные, скрытые и случайные.

Явные факторы,

воздействие которых в будущем на различные стороны явлений не вызывает сомнения, могут непосредственно подвергаться экстраполяции. К числу явных факторов, влияющих на учебную успеваемость, можно отнести, например, предшествующую подготовку учащихся (достигнутый ими уровень знаний, умений и навыков к концу базового периода), квалификацию данного преподавателя, используемое учебно-лабораторное оборудование и т.п. Эти факторы изменяются медленно, и их влияние может быть экстраполировано на определенный прогнозный период (например, на последующий семестр).

Но экстраполяции одних только явных факторов недостаточно, для получения достоверных сведений, например, о предполагаемой успеваемости учащихся. Значительное влияние здесь будут оказывать многочисленные скрытые факторы, действие которых в базовом периоде еще не проявляется. К ним можно отнести, например, качество расписания учебных занятий, используемые методы и приемы обучения (особенно, если занятия в базовом и прогнозном периодах проводят разные преподаватели), способности учащихся к усвоению разного по своему характеру учебного материала и многие другие.

Для полного и всестороннего учета скрытых факторов необходимо, прежде всего, их выявить и соответствующим образом оценить, приписав тому или иному фактору определенный весовой коэффициент, что в условиях исключительного многообразия и качественной неопределенности этих факторов представляется исключительно сложной задачей. Кроме того, немалое «возмущающее» влияние на конечные результаты прогнозирования успеваемости могут оказать различные случайные факторы, например, психофизиологическое состояние учащегося, неодинаковые критерии оценки знаний, которыми руководствуются различные преподаватели, и т.д.

В связи с таким многообразием воздействующих факторов, экстраполяционное прогнозирование в педагогике всегда очень приблизительно, и в чистом виде применимо лишь на уровне тактического, краткосрочного прогнозирования изменений отдельных параметров педагогических объектов. Однако прогностическая ценность данного метода существенно возрастает, если он используется в сочетании с другими методами прогнозирования.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Системно-структурный подход коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста с дисграфией
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Методы и формы осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии
Изучение и анализ передового опыта в организации учебной краеведческой работы и экспериментальные исследования позволяют установить, что образовательно-воспитательная эффективность краеведческого подхода зависит от сочетания различных методов и приемов его осуществления (Сафиуллин, 1979). Классифик ...

Классификация общего недоразвития речи
Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи. Первый подход - психолого-педагогический, предложенный Р.Е. Левиной (1968).Р.Е. Левина [25] вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения д ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru