Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины

Современная педагогика » Педагогика как учебная дисциплина » Взаимосвязь научной педагогической теории и практики в формировании научной дисциплины

Ранее мы указали, что педагогика является одновременно и наукой и практической деятельностью и учебной дисциплиной. Для полного понимания сущности педагогики именно как учебной дисциплины нам необходимо рассмотреть ее в соотношения с наукой педагогикой и педагогической деятельностью.

Можно заметить, что педагогика как учебная дисциплина является вторичной к педагогике как научной дисциплине и социальной практике (рис. 1).

Рисунок 1

Педагогика как учебная дисциплина в пространстве влияния педагогической науки и социальной практики

В то же время рассмотрение феномена «учебная дисциплина» с разных точек зрения приводит к выводу о том, что неправомерно сужение сущности учебной дисциплины до одного из компонентов педагогического процесса - содержания обучения, в частности до знаний и умений, подлежащих усвоению.

Обобщая результаты рассмотрения можно включить в структуру понятия «учебная дисциплина» такие компоненты, как целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный (рис. 2).

Рисунок 2

Структура учебной дисциплины «Педагогика»

При этом структурные элементы учебной дисциплины взаимно влияют друг на друга, образуя систему. Роль системообразующих элементов играют, как и во всех педагогических системах, цель и ожидаемый результат проектируемого процесса. Именно такой подход к структуре учебной дисциплины позволяет перейти от информационно-накопительной модели учебного процесса к личностно-деятельностной, соответствующей реалиям современного динамично меняющегося мира.

Педагогика как практика, и педагогика как научная дисциплина обладают схожей структурой, но в первой выделяются уровни (макро-, микро-, и мезауровни), а во второй – дополнительные структурные компоненты (функционально-прикладной, динамический и др.), что показаны на рис. 3 и рис. 4.

Таким образом, можно констатировать, что учебная дисциплина как модуль в системе образования определенного уровня формируется на основе соответствующей научной дисциплины под влиянием социальной практики, включает в свою структуру целевой, содержательный, логико-методический (технологический), результативно-оценочный компоненты. Именно такой компонентный состав (в некоторых случаях более детализированный) отражается в программе учебной дисциплины любого вида образования.

Рисунок 3

Структура научной дисциплины «Педагогика»

Взаимосвязи педагогики как учебной дисциплины с педагогической наукой и социальной практикой линейно соотносимы между соответствующими компонентами.

Цель и задачи учебной дисциплины формируются и изменяются под влиянием социальных факторов, в первую очередь макрофакторов, к которым относится уровень развития производства, представления о перспективах развития мировою сообщества и конкретного государства, отраженные в программных документах. Обозначенные цели уточняются с учетом предмета науки путем определения спектра дисциплин, соответствующих, структуре науки, конкретизации методологической базы.

А содержание учебной дисциплины определяется совокупностью теорий изучаемой науки, а также, что немаловажно, традиционным и инновационным практическим опытом, иллюстрирующим или проблематизирующим изучаемые закономерности; личным опытом студентов в области, изучаемой научной дисциплины.

Рисунок 4

Структура педагогики, как социальной практики

педагогика учебный преподавание дисциплина

Логика и методика преподавания учебной дисциплины традиционно определяются существующими технологиями обучения в среднем, опытом и технологиями преподавании в высшей школе, тогда как, в соответствии с представленной моделью, должны быть адекватны сущности базовой науки, логике ее развития, методам и технике научных исследований базовой науки.

Как видно из проведенного анализа, каждый из компонентов учебной дисциплины испытывает влияние, как базовой научной дисциплины, так и социальной практики; при этом на каждый компонент учебной дисциплины влияют соответствующие аспекты смежных категорий педагогики.

Разработанную модель можно использовать для выявления характера влияния социальной практики и педагогики как научной дисциплины на структурные компоненты учебной дисциплины «педагогика» как учебной дисциплины в профильном (педагогическом) или непрофильном, например, медицинском вузе.


Тонкости педагогики:

Анализ практики использования аудиоматериалов при обучении аудированию в 11 «а» классе учителями английского языка СОШ №3
В ходе проведения практики нами были поставлены следующие цели: определить уровень обученности аудированию как виду речевой деятельности; выявить наиболее оптимальное пособие, помогающее успешной сдачи раздела «Аудирование» в ЕГЭ с точки зрения учащихся 11 класса и учителей английского языка. Мы пр ...

Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания
Основная цель отечественной системы физического воспитания - формирование психофизического здоровья подрастающего поколения, воспитание у него потребности в здоровом образе и стиле жизни (70, 136). Проведенные нами в 1992-2000 гг. исследования психофизического состояния учащихся 1-11 классов общеоб ...

Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей
Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Такие поручения помогают воспита ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru