Межпредметные связи - обязательный элемент процесса обучения, который характеризуется присущим ему содержанием, последовательностью проведения, определенной системой. Усвоение конкретного материала во многом зависит от того, насколько методически грамотно будут использованы преподавателем связи между параллельно изучаемыми курсами высшей школы и уже накопленными знаниями на предыдущих курсах. Использование межпредметных связей обусловлено следующими обстоятельствами:
необходимостью соблюдения принципов дидактики;
необходимостью повышения качества теоретической и практической подготовки учащихся (студентов);
ограниченностью ресурсов времени;
устранением дублирования материала;
необходимостью комплексного применения знаний будущими специалистами.
Межпредметная связь - это связь, выходящая за рамки конкретного предмета и осуществляемая в процессе изучения комплекса, системы предметов. Признак системности и есть та основа подхода к образованию, которая позволяет улучшить его качество. Как известно успешному освоению любого предмета способствует определенная база, то есть накопленные ранее знания, на основе которых строится содержание того или иного курса. Это обстоятельство должно учитываться при планировании учебного процесса. Методически правильный подход к определению места предмета в учебном процессе позволяет рационально осуществлять предшествующие, параллельные и последующие связи.
Так, согласно ныне существующему учебному плану студенты Кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности получают знания по своей специальности в следующем предметном порядке: "Теория бухгалтерского учета", "Бухгалтерский учет", "Налоги" и "Аудит" (автор по-прежнему придерживается принципа преподавания бухгалтерского учета "от практики к теории"). В этой цепочке ярко выражен принцип последовательности межпредметных связей. Без знания основ организации бухгалтерского учета невозможно научить студента определять размер налогооблагаемой базы для различных видов налогов и исчислять их. Общая основа связи между предметами "Налоги", "Бухгалтерский учет" и "Аудит" заключается в том, что для каждого из этих курсов большое значение имеет нормативно-правовая база: стандарты бухгалтерского учета и аудита, законодательные акты, инструктивные материалы. Именно умение пользоваться ими на практике делает студента специалистом в области бухгалтерского учета и налогообложения. Поэтому необходимо в обязательном порядке на практических занятиях по бухгалтерскому учету иметь Налоговый и Гражданский кодексы Российской Федерации, основные Законы, нормативные материалы, соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.
Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.
Выстроенную последовательность получения системы знаний по бухгалтерскому учету, налогообложению и аудиту следует дополнить постоянным осуществлением параллельных связей с курсами "Финансы предприятия", "Анализ хозяйственной деятельности предприятий", "Экономический анализ", "Финансовый менеджмент". Практически все пользователи бухгалтерской отчетности предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Преподаватель высшей школы обязан всегда помнить об осуществлении межпредметных связей и о том, что системный подход к образованию является основой его качества.
Курсы лекций и практические задания должны быть составлены с учетом особенностей приобретаемых специальностей. Например, для специальностей: менеджмент организации, финансы и кредит, налоги и налогообложение, государственные и муниципальные финансы, должны быть разработаны самостоятельные курсы лекций, наборы практических заданий. Это не означает, что содержание лекций для будущих бухгалтеров будет существенно отличаться от материала для экономистов. Однако, грамотно расставленные акценты, формулировка целей в решении задач, дают возможность подчеркнуть значимость бухгалтерского учета для каждой из специальностей, указывают конкретные пути применения знаний бухгалтерского учета в своей специальной области: управление, кредитование, налогообложение. Для менеджеров необходимо усилить ту часть курса, которая связана с бухгалтерским учетом затрат на производство, процессами снабжения и реализации, учетом денежных потоков. Менеджер должен знать не только какое решение принять, но и откуда взять информацию об управляемых объектах, основы и принципы ее формирования. Обучающиеся на специальности "Налоги и налогообложение" должны иметь полное представление о том, как в бухгалтерском учете формируются налоги, какие конкретные источники уплаты существуют, как формируется отчетность, как можно обнаружить вуалирование информации в отчетности.
Тонкости педагогики:
Анализ организации педагогической работы в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой. Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного ди ...
Работа над выразительностью чтения
Для того, чтобы правильно преподнести текст, учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения: Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Если обр ...
Педагогическая этика
Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает ...