Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых форм коммуникации, подобных коммуникации в организационно-деятельностных играх, отметим основные различия нового поколения интенсивных школ.
В 80-е годы, когда формировалось большинство современных практик дополнительного образования, многим ещё представлялось бесспорным фактом проникновение науки во все сферы мысли и ведущая роль научных форм организации во всех областях мышления и осмысленной деятельности [23]. Поэтому цель ранних школ «НооГен» - появление модельного мышления в научном формате, - была адекватной если не социокультурной ситуации, то общим ожиданиям.
Но в современном мире «на смену науке и научным формам организации мышления и деятельности, в частности такой форме, как исследование, приходят новые формы - проектные и методологические [23]. Основной единицей деятельности становится не знание, как в науке, а проект; методологическая организация выходит на смену научной организации мышления и деятельности [19], [23].
В современных школах развития форма базового процесса, коллективное решение особой задачи, остаётся прежним, но тип задачи существенно изменился.
В нескольких последних Интенсивных Школах Развития был использован новый материал - фрагменты культурных форм, которые присутствуют в массовом сознании; деятельность в новых культурных формах.
Ещё одним отличием Интенсивных Школах Развития является взаимодополняемость всех образовательных процессов. Последняя из проведённых школ была организована так, чтобы мастерские давали материал в виде детских проектов, который мог быть использован для продвижения в решении Задачи, с другой стороны решение Задачи наполняло проекты смыслом. В решении Задачи дети опирались на свой опыт, который появлялся тут же на Школе, а в «НооГене» решения носили чисто теоретический характер.
В последней Интенсивной Школе Развития был сделан акцент на рефлексивное оборачивание. Успеха в этом удалось добиться за счёт особой формулировки Задачи и за счёт изменения стратегий координаторов рабочих групп. Кроме того, на этой Школе Развития впервые была развёрнута концепция Нового Взгляда, она была предъявлена в самом начале и развивалась совместно детьми и взрослыми в течение всего процесса.
Тонкости педагогики:
Организация инновационной деятельности педагогического коллектива
Несмотря на довольно подробное описание в литературе различных аспектов инновационной деятельности, практически нигде не встречается технологического описания тех или иных этапов инновационного процесса. Существующая практика показывает, что каждый здесь идет своим путем, путем проб и ошибок, ориен ...
Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...
Школа как пример образовательного учреждения
Примером образовательного учреждения возьмем школу. Широкое и интенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое в отечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельности школ естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существенными изменениям ...