Исследуемая образовательная форма является результатом эволюции образовательного проекта «НооГен» («Возможные Миры»), описанного в [8] и [17]. Не проблематизируя исходный пафос этой практики – пафос развития творческого мышления за счёт коллективного решения особого типа задач и организации особых форм коммуникации, подобных коммуникации в организационно-деятельностных играх, отметим основные различия нового поколения интенсивных школ.
В 80-е годы, когда формировалось большинство современных практик дополнительного образования, многим ещё представлялось бесспорным фактом проникновение науки во все сферы мысли и ведущая роль научных форм организации во всех областях мышления и осмысленной деятельности [23]. Поэтому цель ранних школ «НооГен» - появление модельного мышления в научном формате, - была адекватной если не социокультурной ситуации, то общим ожиданиям.
Но в современном мире «на смену науке и научным формам организации мышления и деятельности, в частности такой форме, как исследование, приходят новые формы - проектные и методологические [23]. Основной единицей деятельности становится не знание, как в науке, а проект; методологическая организация выходит на смену научной организации мышления и деятельности [19], [23].
В современных школах развития форма базового процесса, коллективное решение особой задачи, остаётся прежним, но тип задачи существенно изменился.
В нескольких последних Интенсивных Школах Развития был использован новый материал - фрагменты культурных форм, которые присутствуют в массовом сознании; деятельность в новых культурных формах.
Ещё одним отличием Интенсивных Школах Развития является взаимодополняемость всех образовательных процессов. Последняя из проведённых школ была организована так, чтобы мастерские давали материал в виде детских проектов, который мог быть использован для продвижения в решении Задачи, с другой стороны решение Задачи наполняло проекты смыслом. В решении Задачи дети опирались на свой опыт, который появлялся тут же на Школе, а в «НооГене» решения носили чисто теоретический характер.
В последней Интенсивной Школе Развития был сделан акцент на рефлексивное оборачивание. Успеха в этом удалось добиться за счёт особой формулировки Задачи и за счёт изменения стратегий координаторов рабочих групп. Кроме того, на этой Школе Развития впервые была развёрнута концепция Нового Взгляда, она была предъявлена в самом начале и развивалась совместно детьми и взрослыми в течение всего процесса.
Тонкости педагогики:
Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...
Практическая работа
социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях
общеобразовательной школы
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года. Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, явл ...
Песни и сказки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего
возраста
Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской сфере песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм ...