Внедрение подобных интегрированных систем в практику управления российскими предприятиями дает целый ряд преимуществ. Среди них: оперативный сбор и анализ информации для принятия стратегических решений и оптимизации бизнес-процессов, взаимодействие между его сотрудниками, а также быстрый доступ к информационным ресурсам. После внедрения ERP-систем повышается прозрачность и эффективность деятельности компании, снижаются издержки, улучшается ее имидж на внешнем рынке, появляется возможность привлекать инвестиции. Сейчас ни один западный, да и российский инвестор не будет вкладывать деньги в предприятие, не оснащенное ERP-системой.
Однако выпускники российских вузов, изучившие дисциплину "Бухгалтерский управленческий учет" абсолютно не имеют не только никаких навыков, но и сколько-нибудь полного представления о существующих ERP-системах.
Изучать возможности и функции программ можно в форме презентаций или на основе их демонстрационных версий. Однако к этому нужно адаптировать существующую методологию преподавания управленческого учета.
Прежде всего, нужно сместить акцент в преподавании на формирование знаний и привитие навыков моделирования управленческого учёта, то есть знаний, которые будут необходимы при использовании любого программного продукта.
Однако возможности моделирования в различных программных продуктах не одинаковы, большинство программ имеют ограниченные возможности моделирования и нацелены на принятие информации через ручной её ввод с готовых форм первичной документации. Методика преподавания требует ориентации на интегрированную обработку экономической информации, так как передача компьютеру технических функций специалиста по управленческому учёту освобождает его для выполнения аналитических функций, которые и являются основными.
Методика преподавания должна предусматривать подготовку учебно-методических материалов по автоматизированному учёту. Нельзя использовать для этого "Руководства по применению", разработанные авторами программных продуктов, поскольку они описывают лишь инструментарий, но не постановку учёта и тем более не сам учётный процесс в условиях автоматизации. Более того, сами руководства и инструкции по применению программных продуктов требуют пояснений, так как их тексты не соответствуют экономической и бухгалтерской терминологии, и по ним не могут обучаться студенты экономических вузов.
В целом видится следующий ряд проблем, которые возникают при внедрении компьютерных технологий в процесс изучения управленческого учёта:
выбор и разработка методики преподавания автоматизированного учёта;
определение программ (их демоверсий), необходимых для использования в учебном процессе;
адаптация программных продуктов к учебному процессу;
цели использования того или иного программного продукта при обучении;
выбор программной системной оболочки и компьютерной технологии для конкретного программного продукта;
применение либо отсутствие бумажных носителей в учебном процессе;
разработка и внедрение комплекса организационных вопросов, связанных со взаимоотношениями между филиалами и головным вузом, а также между подразделениями филиала при компьютеризации учебного процесса;
издание учебно-методических материалов для обучения бухгалтерскому учёту с использованием современных компьютерных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что принятый в настоящее время подход к преподаванию курса "Бухгалтерский управленческий учет" предполагает акцентирование внимания преподавателей и студентов на учетных аспектах этой деятельности в ущерб управленческим. Большинство учебных пособий поддерживают инструментальный подход к управленческому учету, представляя его как сводку некоторых правил манипулирования учетными данными.
Такое положение дел нельзя считать оправданным, поскольку главной целью преподавания дисциплины является научить студентов оперировать потоками информации для принятия управленческих решений, а отнюдь не отражать факты хозяйственной жизни организаций. Приоритет в управленческом учете следует отдать управлению, а не учету. Для этого нужно максимально высвободить время специалиста в области управленческого учета для его аналитической работы. Это возможно, если переложить учетные функции на информационный компьютерный продукт.
Тонкости педагогики:
Особенности нарушений письма у школьников с интеллектуальной
недостаточностью. Классификация дисграфий
По мнению А.Н. Корнева [18, c.111], трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требо ...
Школа как пример образовательного учреждения
Примером образовательного учреждения возьмем школу. Широкое и интенсивное развитие инновационных (новообразованных) процессов, наблюдаемое в отечественном образовании, реальные и практические изменения в деятельности школ естественным образом сопровождаются и обеспечиваются существенными изменениям ...
Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики
на окружающую среду»
Цель игры: Определить положительные и негативные аспекты теплоэнергетики, спрогнозировать возможные изменения окружающей природной среды в результате строительства крупной ГРЭС в Мордовии, выявить возможные альтернативные варианты использования топлива для ГРЭС, пробудить у школьников ответственное ...