Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы

Современная педагогика » Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления детей с природой » Развитие словаря детей старшего дошкольного средствами природы

Страница 1

Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.

Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1.Выбор наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию у детей активной ориентировочной деятельности в окружающей природе и обогащению словаря детей экспериментальной группы.

2. Побуждение детей к расширению сферы использования словаря природоведческой тематики в различных формах речи (диалоге и монологе)

При проведении опытно-экспериментальной работы в обеих группах были созданы примерно одинаковые педагогические условия. Образование педагогов - среднее специальное. Воспитатели постоянно интересовались вопросами методики развития речи детей дошкольного возраста, проводили беседы с родителями о речевом развитии. С нашей стороны в экспериментальной группе проводились консультации для родителей по результатам диагностики речевого развития детей, давались соответствующие рекомендации.

Содержание работы строилось на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента об уровне усвоения дошкольниками лексики природоведческого содержания. Особое внимание уделялось принципам отбора лексического материала, выделенным в работах А.М. Бородич, Ю.С. Ляховской, В.И. Яшиной и др.:

тематический принцип;

коммуникативная целесообразность;

частота употребления слов в букварях и речи детей;

принцип опережающего речевого развития;

доступность слова детям 6-7 лет по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям.

В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию. Нами был разработан перспективный план лексической работы , состоящий из трех этапов.

I этап обучения был направлен на обогащение словаря детей. С этой целью решались следующие задачи:

активизировать имеющийся у ребенка природоведческий словарь. Обогащать словарь путем расширения знаний о природе, анализируя знакомые предметы, объекты, явления природы и выделяя их свойства.

учить анализировать предметы и явления, вникать в их свойства, абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов.

учить опираться на разные признаки предметов для классификации.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:

наблюдения и сравнения;

экскурсии;

восприятие и анализ произведений искусства (изобразительного, музыкального, художественной литературы) природоведческой тематики;

индивидуальные задания познавательного характера;

дидактические игры и упражнения.

Работа по обогащению природоведческого словаря органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Мы старались не оставлять без внимания и руководства все виды деятельности, имеющие место в дошкольном образовательном учреждении (игровая, учебная, трудовая, бытовая).

Так речевые занятия были тесно связаны с накоплением детьми природоведческих знаний и зрительных образов:

с занятиями по познавательному развитию,

изобразительной деятельности,

ознакомлению с художественной литературой,

разными видами деятельности детей (игра, труд, повседневное общение).

Широко использовалось чтение художественной литературы: эффективным, на наш взгляд, является сочетание на одном занятии нескольких произведений по принципу сходства или противоположности описания природного явления, животного, растения. Например: сравнение первого снега, описанного А. Пушкиным и Г. Скребицким; описание сосулек Э. Шимом и Г. Поташниковой; описание щенков в произведениях К. Паустовского и Е. Чарушина; и т.п.

В качестве основных - нами использовались такие приемы лексической работы в процессе чтения художественной литературы:

лексический анализ языка художественного произведения (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков незнакомых слов);

объяснение значений слов педагогом; подбор однокоренных слов; лексические упражнения на подбор антонимов, синонимов. Употребление слов в разных контекстах позволяло уточнить значения некоторых из них.

Чтение художественной литературы сочеталось с восприятием произведений музыкального и изобразительного искусства. Особенности описания природного явления, внешнего вида животных, птиц, растений посредством музыки и картин сравнивается с их описанием в художественной литературе. Так на занятии «Зима» при рассматривании репродукций картин И. Шишкина «Лес», К.Ф. Юона «Русская зима» использовалась музыка П.И. Чайковского «Времена года»; сравнение описаний зимы в стихотворениях С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева сопровождалось просмотром слайдов. В ходе беседы детям задавались вопросы, уточняющие их знания, активизирующие словарь: проводились лексические упражнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические зак ...

Особенности младшего школьного возраста
Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, ч ...

Методическая схема изучения признаков равенства треугольников
Систематический курс геометрии начнем изучать в 7 классе со знакомства с основными свойствами простейших геометрических фигур, которые сформулированы в виде аксиом. № 47, стр.23 АС и ВС пересекаются, т.е. точка В лежит в одной полуплоскости, а точка А – в другой (?) Точка В1 (АС) и лежит между точк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru