Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года.
Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, являются:
- Тест для родителей подростков «Подвержен ли ваш ребенок к риску пристраститься к алкоголю и наркотикам (журнал практика административной работы в школе»)
- Анкета “Изучение наркогенной ситуациив коллективе” (административный опросник Дж. О. Нилла);
- Анкета “личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ” (из журнала “Практика административной работы в школе”, №2, 2003г).
Профилактика химической зависимости, т.е зависимости ПАВ и наркотических веществ, равно как и моделирование безопасного поведения, является сложным процессом, когда у подростков необходимо создавать своеобразную “психологическую прививку” против любопытства и одновременно твердую установку на отказ от наркотиков.
Анализ СМИ, рекламы, референтной группы расскрыли их негативную роль, способствующих развитию вредных привычек и девиантных форм поведения.
Однако, изучение специальной литературы, опыта работы социальных педагогов показывают позитивное влияние профилактических программ. Огромное значение при разработке профилактических программ имеет учение А. Маслоу, создавшего иерархическую модель жизненных потребностей:
-физиологические потребности,
- потребность в защите и безопасности,
- любви и уважении и др.
Неудовлетворенность этих потребностей способно, по мнению ученого, вызвать психологические расстройства, способствующие зависимости от ПАВ.
В последние десятилетие сложился интегративный переход, в котом делается акцент на обучение человека. Проблемы человека рассматриваются, прежде всего, как проблемы обучения. Формирование жизненных навыков рассматриваются как необходимый компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально обусловленных заболеваний, к которым относится и наркомания[14.129].
На основе этого подхода мы разработали программу профилактики подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы под названием «Школа без наркотиков».
Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по профилактике подростковой наркомании в условиях общеобразовательной школы.
Цель программы:
Способствовать формированию у школьников – подростков социальных навыков, необходимых для ЗОЖ, коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ.
Задачи:
· организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических средств, алкогольных напитков;
· содействие улучшению качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
Тонкости педагогики:
Воспитание культуры математического мышления
Математическое мышление, которое должно быть сформировано у учащихся в процессе обучения математике, является основной частью общей культуры мышления, воспитание которой есть важнейшая задача общего образования. Математический стиль мышления в наиболее яркой форме выражает научно-теоретический стил ...
Учебно-методическая линия В.М. Константинова
Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразовательной школы/Под. Ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Графф, 2003 - 304 с.: ил. Я считаю этот учебник достаточно хорошим для изучения зоологии. Учебник начинается со статьи «Как по ...
Развитие системы дидактических принципов
Собственно термин «дидактика», по-видимому, впервые ввел в начале XVII в. немецкий педагог Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное В. Ратке, оказалось на удивление точным и глубоким. Современник В. ...