Здесь целесообразно выделить три группы (рис.5):
учебная документация;
учебная литература для преподавателей и учащихся;
методическая литература для преподавателей.
Классифицируя очередной уровень учебно-наглядных или учебно-методических пособий, мы использовали в каждом случае единственный классификационный признак, который нам представлялся наиболее существенным. Например, весь класс УНП был расчленен по степени подобия реальным объектам, группа изобразительных пособий — по месту, занимаемому в пространстве и т. д.
Однако некоторые сложные объекты расклассифицированы по сложному основанию, составленному из нескольких независимых существенных признаков [14,с.63].
Только совокупность этих признаков может дать полное представление об объекте. Такая классификация называется параллельной и может быть применена к техническим средствам обучения. Недостатком такого способа систематизации объектов является его громоздкость.
Подробная и обоснованная классификация технических средств обучения дана в работе Бастова В. Ф., Солонициной М. М., Шейнман Е. И.
Авторы предлагают классификацию трех, традиционно сложившихся (по выполняемым педагогическим функциям) групп технических средств обучения: аудиовизуальных, технических средств программированного обучения и контроля знаний и тренажеров.
В. С. Уманский [26,с.130] кроме названных трех групп включает в класс ТСО еще и группу комбинированных технических средств. Классификация каждой из групп дается по целому ряду признаков.
Таким образом, мы рассмотрели попытку систематизировать множество имеющихся и применяемых в настоящее время средств обучения с учетом действительных связей, существующих между ними.
Предлагаемая классификация учитывает фактор развития перечисленных средств обучения и дает возможность отразить в ней новые классификационные признаки, которые могут выявиться с появлением новых средств обучения и воспитания.
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Существенное отличие их заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях она специально конструируется. Суть конструкта емко выразил Л. Н. Ланда: « .обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов» [7, с. 410]. Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности», чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателя таких эффективных средств нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности учащихся.
Тонкости педагогики:
Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе
школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...
Формирование коммуникативных качеств личности
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...
Методика организации детей на занятии с
нестандартным оборудованием
В практике физического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный, "станционно" - круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные способы можно условно разделить на три основные группы: 1) фронтальное размещ ...