Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения

Страница 4

1). учебно-наглядные пособия (УНП);

2). учебно-методическая литература (УМЛ);

3). учебно-производственное и лабораторное оборудование и материалы (УПО);

4). технические средства обучения (ТСО). Таким образом, первый ряд нашей классификации включает в себя все основные типы средств обучения, разделенные на четыре класса (рис.3).

Організаційна діаграма

Рис.3 Классы средств обучения

Приступая к анализу учебно-наглядных пособий, необходимо определить содержание и объем этого понятия, поскольку в литературе по этому вопросу существуют различные мнения.

Например, Баранов С. П. [2,с.51] предлагает подразумевать под термином «наглядные пособия» любые наглядные средства обучения, в том числе диафильмы, кинофильмы и телепередачи, поскольку их цель «создать у детей представления, чувственные образы для лучшего понимания учебного материала».

Таким образом, под учебно-наглядными пособиями (УНП) понимается такой класс средств обучения, который обеспечивает у учащихся формирование точных и конкретных образов предметов и явлений действительности без помощи дополнительных технических устройств.

Дальнейшую классификацию класса УНП будет производить по признаку подобия наглядного пособия оригиналу, взятому в его естественной обстановке. Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительной формы наглядности.

Молибог А. Г. [10,с.115] приводит следующие формы зрительной наглядности: натуральная, изобразительная, схематическая и символическая.

Известно, что в качестве УНП могут служить как реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленные к процессу обучения, так и изображения предметов и явлений действительности, а также их отображение с помощью схем, знаков и символов.

Исходя из этого Молобог А.Г. [10,с.120] выделяет следующие три группы учебно-наглядных пособий:

натуральные пособия, к которым относятся приборы и инструменты, детали машин и материалы, коллекции различных минералов и т. п.;

изобразительные пособия;

знаковые пособия.

К группе знаковых пособий следует отнести пособия, использующие схематическую наглядность (чертежи, электрические, кинематические и другие схемы, рабочие тетради) и пособия с символической формой наглядности (формулы, графики, диаграммы).

Наиболее многочисленная и емкая группа УНП — это изобразительные пособия. При дальнейшей классификации этой группы целесообразно выделить плоскостные (двухмерные) пособия, дающие более или менее точное изображение объекта изучения на плоскости (плакаты, рисунки, фотографии) и объемные, которые дают трехмерное представление об изучаемом объекте. В свою очередь объемные пособия образуют еще один уровень классификации (рис.4), который составляют статические (макеты, муляжи) и динамические пособия (действующие модели, отображение предметов и явлений действительности словами и знаками естественных и искусственных языков [2,с.56].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Устав 1863 года
На рубеже 50—60-х годов изменился весь строй студенческой жизни. Рядом с традиционными тесными кружками возникли широкие объединения и организации. Ярким проявлением нового стала студенческая сходка— орган общественного мнения студенчества. Обстановка действовала революционизирующим образом. В унив ...

Определение и сущность воображения
Деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы сущес ...

Формирование знаний у учащихся по материаловедению с использованием рабочей тетради
В обеих группах были проведены занятия. В контрольной группе занятия по теме: Выплавка стали в электродуговых и индукционных печах. Кислородно-конвертерный процесс. Производство стали в мартеновских печах. Разливка стали“ мы проводили по традиционной методике с использованием имеющихся средств обуч ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru