Формирование студенческих контингентов

Современная педагогика » Высшая школа США на современном этапе » Формирование студенческих контингентов

Страница 1

Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных процедур отбора и приема студентов современным требованиям развития высшего образования вызвало необходимость пересмотра критериев формирования студенческих контингентов, а также поиск и разработку новых методов отбора и приема молодежи в вузы США.

Одним из факторов, определяющих характер доступа к высшему образованию, особенно к его верхним ступеням, является состав студентов по признаку социального происхождения. Хотя законодательством США провозглашено право на образование независимо от социальной принадлежности, пола, расы и вероисповедания, в действительности это право является лишь декларацией.

Характерной особенностью для США является неравенство возможностей при поступлении в вуз по признаку пола.

Также в США особенно заметна расовая дискриминация (далеко не любой тип вуза может избрать представитель групп национальных меньшинств).

При ознакомлении с практикой отбора и приема абитуриентов в вузы обращает на себя внимание многообразие подходов к решению этой проблемы. В США, как правило, не существует унифицированных требований к поступающим в вузы даже в пределах одного штата.

Начиная с 20-х годов (ХХ века) в США все дети сразу же после поступления в начальную школу подвергаются тестированию по определению коэффициента интеллекта умственной одаренности (КИ) – «IQ = test».

В зависимости от полученных результатов детей распределяют по группам «А», «В», «С» - «способных», «средних» и «неспособных». В зависимости от этого деления находится вся программа обучения в школе, и при этом значительно больший объем знаний получает группа «А», чему в значительной мере способствует система распределения изучаемых в школе предметов на обязательные и элективные. Если учесть, что содержание тестов отражает скорее имущественный ценз родителей тестируемого ребенка, то в группу «А» попадают представители самых богатых слоев общества, в «С» - из малообеспеченных семей.

Эта дифференциация по классовому принципу углубляется и окончательно закрепляется наличием трех направлений в обучении в средней школе (10-12 классы): академическое, профессионально-техническое, общее. Таким образом, уже средняя школа во многом предопределяет дальнейшую судьбу своих выпускников, их возможность поступления в высшие учебные заведения, которая в дальнейшем еще больше зависит от уровня обеспеченности семей, выходцами из которых они являются.

Что касается правил приема в вузы США, то они находятся в зависимости от конъюнктуры спроса на специалистов: например, в 50-е годы прием осуществлялся без экзаменов, в 80-е - на базе экзаменов. Часто содержание экзаменов, требования к поступающим определяет сам вуз, хотя в общем для страны они разработаны службой тестирования. В настоящее время абитуриент для поступления в вуз должен предоставить документ об успешном окончании средней школы, рекомендательные письма от учителей, пройти собеседование и тестирование, а в селективных и высокоселективных вузах сдать вступительные экзамены, которые принимает специальный комитет по вступительным экзаменам, имеющий филиалы во всех штатах и больших городах Америки.

Условия приема в вузы США также можно разделить на общие и специальные. Общие условия, как правило, одинаковы для однотипных вузов. Специальные условия определяются отдельными факультетами или другими подразделениями вузов. Факультеты медицины, естественных и технических наук вузов всей страны предъявляют более строгие требования, чем гуманитарные факультеты.

Таким образом, в практике приема абитуриентов в вузы существуют два подхода: свободный набор без какого-либо отбора (в малопрестижные вузы) и отбор по жестким критериям. К ним относятся: результаты тестов; личностный отбор, характеризующийся выявлением личностных качеств у абитуриента (мотивация, способности, наклонности); социальный отбор, выражающийся в селекции студентов в зависимости от социального положения.

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Классификация физкультурных праздников
Анализ научно-методической литературы по организации физкультурных праздников с дошкольниками позволяют сформулировать основные подходы к их классификации. В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ста ...

Историческое исследование видов трудовой деятельности детей
В конце 80-х годов образовательные учреждения стали освобождаться от жесткого идеологического и административного контроля. Появилась возможность знакомства с разными подходами к обучению и воспитанию детей, стала доступной для изучения зарубежная литература. Разработаны совместные проекты. Реализа ...

Трудовая изобразительная деятельность детей
Игра «приемы приклеивания деталей без разметки», развивает ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Игра воспитывает аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. Оборудование для воспитательницы: образец изделия, природный материал, заготовка для осн ...

Разделы сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru