Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных процедур отбора и приема студентов современным требованиям развития высшего образования вызвало необходимость пересмотра критериев формирования студенческих контингентов, а также поиск и разработку новых методов отбора и приема молодежи в вузы США.
Одним из факторов, определяющих характер доступа к высшему образованию, особенно к его верхним ступеням, является состав студентов по признаку социального происхождения. Хотя законодательством США провозглашено право на образование независимо от социальной принадлежности, пола, расы и вероисповедания, в действительности это право является лишь декларацией.
Характерной особенностью для США является неравенство возможностей при поступлении в вуз по признаку пола.
Также в США особенно заметна расовая дискриминация (далеко не любой тип вуза может избрать представитель групп национальных меньшинств).
При ознакомлении с практикой отбора и приема абитуриентов в вузы обращает на себя внимание многообразие подходов к решению этой проблемы. В США, как правило, не существует унифицированных требований к поступающим в вузы даже в пределах одного штата.
Начиная с 20-х годов (ХХ века) в США все дети сразу же после поступления в начальную школу подвергаются тестированию по определению коэффициента интеллекта умственной одаренности (КИ) – «IQ = test».
В зависимости от полученных результатов детей распределяют по группам «А», «В», «С» - «способных», «средних» и «неспособных». В зависимости от этого деления находится вся программа обучения в школе, и при этом значительно больший объем знаний получает группа «А», чему в значительной мере способствует система распределения изучаемых в школе предметов на обязательные и элективные. Если учесть, что содержание тестов отражает скорее имущественный ценз родителей тестируемого ребенка, то в группу «А» попадают представители самых богатых слоев общества, в «С» - из малообеспеченных семей.
Эта дифференциация по классовому принципу углубляется и окончательно закрепляется наличием трех направлений в обучении в средней школе (10-12 классы): академическое, профессионально-техническое, общее. Таким образом, уже средняя школа во многом предопределяет дальнейшую судьбу своих выпускников, их возможность поступления в высшие учебные заведения, которая в дальнейшем еще больше зависит от уровня обеспеченности семей, выходцами из которых они являются.
Что касается правил приема в вузы США, то они находятся в зависимости от конъюнктуры спроса на специалистов: например, в 50-е годы прием осуществлялся без экзаменов, в 80-е - на базе экзаменов. Часто содержание экзаменов, требования к поступающим определяет сам вуз, хотя в общем для страны они разработаны службой тестирования. В настоящее время абитуриент для поступления в вуз должен предоставить документ об успешном окончании средней школы, рекомендательные письма от учителей, пройти собеседование и тестирование, а в селективных и высокоселективных вузах сдать вступительные экзамены, которые принимает специальный комитет по вступительным экзаменам, имеющий филиалы во всех штатах и больших городах Америки.
Условия приема в вузы США также можно разделить на общие и специальные. Общие условия, как правило, одинаковы для однотипных вузов. Специальные условия определяются отдельными факультетами или другими подразделениями вузов. Факультеты медицины, естественных и технических наук вузов всей страны предъявляют более строгие требования, чем гуманитарные факультеты.
Таким образом, в практике приема абитуриентов в вузы существуют два подхода: свободный набор без какого-либо отбора (в малопрестижные вузы) и отбор по жестким критериям. К ним относятся: результаты тестов; личностный отбор, характеризующийся выявлением личностных качеств у абитуриента (мотивация, способности, наклонности); социальный отбор, выражающийся в селекции студентов в зависимости от социального положения.
Тонкости педагогики:
Классификация алалии
Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1]) Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 ф ...
Сущность и педагогическое значение краеведения
Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения к ...
Состояние федерального и регионального компонентов в государственном
образовательном стандарте
Внедрение национально-регионального компонента содержания образования, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в учебный план осуществляется как через выделение региональной составляющей в базовых курсах истории, географии, искусства, биологии, трудовой и физической подготовки учащихся, так и ...