Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения

Страница 3

-средств обучения;

-учебного оборудования;

-административно-хозяйственного и бытового оборудования, оргтехники.

На этом уровне классификации нас интересуют средства обучения (СО).

В категорию «учебное оборудование» (УО) целесообразно выделить вспомогательные средства, обеспечивающие проведение учебного процесса, т. е. те предметы, которые не участвуют непосредственно в процессе обучения, но тем не менее необходимы для его проведения. Сюда относятся: учебная мебель, меловые доски, указки, приспособления для демонстрации учебно-наглядных пособий, шторы и устройства для зашторивания окон, а также различные вспомогательные технические средства, применяемые для управления учебным процессом и контроля за его ходом, например, пульт управления техническими средствами. Достаточно полное перечисление предметов, входящих в эту категорию, можно найти в работах.

Таким образом, схематически место средств обучения в общей структуре учебно-материальной базы профтехучилища можно представить следующим образом (рис 2).

Організаційна діаграма

Рис.2 Структура учебно-материальной базы среднего профтехучилища

При любой систематизации объектов для определения места данного объекта среди других необходимо выявить существенные связи между ними. Поэтому прежде чем приступить к классификации средств обучения, Молибог А. Г., рассматривает некоторые основные принципы, которым должна подчиняться классификация [10,с 153].

Известно, что в ее основе лежит деление понятий и установление между ними родовидовых отношений. Видовые понятия находятся в отношении подчинения с родовыми. При этом должны быть учтены следующие требования.

1. Классификационный признак, с помощью которого мы расчленяем объем общего понятия на частные объемы, должен оставаться неизменным.

Объемы видовых понятий должны исчерпывать объем родового понятия.

Любой объект, на который распространяется видовое понятие, должен попадать только в один класс данной классификации, а не в несколько одновременно.

Современные средства обучения чрезвычайно разнообразны, поэтому очень трудно выделить тот единственный признак, который соответствовал бы всему множеству объектов, входящих в данное понятие.

Какое же основание положить в основу их классификации? Можно было бы оттолкнуться от признаков, по которым производится деление методов обучения, например, в зависимости от особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку метод обучения всегда подкрепляется средствами.

Однако, следуя этим путем нельзя механически переносить результат классификации из категории методов обучения в категорию средств обучения. Например, при создании проблемной ситуации преподаватель может использовать самый широкий набор средств обучения, начиная от простейших натуральных образцов и кончая сложными электронными устройствами, которые могут применяться и при реализации других методов обучения[17,с. 94].

Если привести систему средств обучения в соответствие с традиционной классификацией методов обучения, по источнику познавательной информации (наглядные, словесные и практические методы), то согласно Уманскому В.С.[26.с126] можно выделить следующие классы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Анализ результатов социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей
В апреле-мае 2012 учебного года нами было проведено социологическое исследование. Для начала мы составили программу исследования, которая включала обоснование проблемы, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу исследования. В опросе участвовало 30 респондентов, учащихся Малетинской средней общеобраз ...

Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...

Рекомендации по совершенствование методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном учреждении, выделены основные критерии её эффективности. Мониторинг состояния методической работы в МДОУ осуществляется по следующим критериям: -обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru