Формирование коммуникативных качеств личности

Современная педагогика » Воспитание личности в творческом коллективе » Формирование коммуникативных качеств личности

Страница 1

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Работа в малых группах менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Первоклассников мы учим объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картинкам и др.».

Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

Игры «Эхо», «Замри», «Встать по пальцам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают внимание детей друг к другу, ставят их в зависимость друг от друга.

В I классе общие разговоры детей являются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие разговоры — это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такая беседа опирается на существующие у детей знания, желания, интересы. Уже в I классе каждый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

Во II классе основная задача педагога — создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предметный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Часто в своей практике мы используем приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Классификация алалии
Алалия - явление неоднородное и по своим механизмам и по своим проявлениям и по степени выраженности речевого недоразвития. Поэтому при составлении классификаций алалии используют разные критерии и разные подходы к ее изучению. (см [1]) Так А. Либман (1925) по патогенетическому принципу выделил 4 ф ...

Особенности позиции руководителя в детской субкультуре
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Щурковой Н.Е. предложен ...

Система дошкольного образования
У дошкольного образования в Германии существует длинная традиция. Первые учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились еще в начале 19 века. Однако, ближе к середине того же века немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фробель ввел понятие Kindergarten (детский ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru