Информационно-коммуникационные и мультимедиа технологии все глубже проникают во все сферы образования. Сегодня ни у кого не возникает вопроса о необходимости обучения информатике и информационным технологиям, начиная с младших классов. Проблемы связаны с тем что, чему, как и какими средствами организовать процесс обучения, учитывая запросы современного общества и личности.
Информационные системы, развиваются несколько быстрее, чем остальные системы. В связи с тем, что объемы информации, подлежащих хранению, растут быстрыми темпами, производители программного обеспечения вынуждены разрабатывать новые гибкие подходы к управлению большими объемами данных. Информация увеличивается изо дня в день, а полноценный представитель современного общества должен каждодневно и эффективно взаимодействовать с компьютерными информационными системами (ИС). Исходя из этого, степень умения работать с информационными инфраструктурами во многом определяет социальный статус индивидуума.
Решением Министерства образование РФ непрерывный, трехконцентровый курс: начальное звено, основная школа, старшая школа – был введен в общеобразовательную школу в 1993 г. Однако это решение оказалось преждевременным и не получило дальнейшего развития.
В настоящее время сложились все условия для внедрения в школу непрерывного курса информатики. К важнейшим из них относятся:
создание научно обоснованного содержания общеобразовательного курса информатики, которое по объему материала и его значимости для образования далеко выходит за рамки отведенных Базисным планом часов;
развитие Концепции профильного обучения, которая по-новому расставляет акценты в целях и задачах образования в старшей школе;
развитие информатики в младшей школе.
В непрерывном курсе информатики в каждой из образовательных линий выделены 4 ступени обучения, среди которых выделено содержание пропедевтической ступени обучения.
Основная задача начальной школы – дать основы для получения образования, заложить прочную базу для дальнейшего развития обще учебных навыков, а основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией. Это относится к восприятию информации, ее адекватной интерпретации, а также целенаправленного использования информации в учебной деятельности и повседневной жизни. Кроме того, необходимо сформировать у школьников первоначальные навыки использования информационных и коммуникативных технологий в познавательной и практической деятельности. К средствам технологий относятся разнообразные обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, средства компьютерного моделирования и пр. [1].
Проблемами изучения информатики на начальной ступени обучения раскрываются в работах Горячева А.В., Волков Т.О., Плаксин, Босова Л.Л., Матвеева Н.О., Кузнецов А.А., Монахов В.М., Гейна А.Г., Золотова С.И., Трофимова А.Б., Семакина И.Г., Угриновича Н.Д. и др.
В соответствии с теорией умственного развития Ж. Пиаже, в возрасте 11 лет ребенок проходит такие фазы, как фаза «преддействия» (до 7 лет), когда компьютер может быть использован как средство знакомства ребенка с внешним миром и в качестве игрового средства для развития важных с точки зрения готовности к обучению, качеств (концентрация внимания , восприятия количества, развитие мелких мышц руки, мотивация и пр.), фаза «конкретного действия» (7-11 лет), характеризующая недостаточный уровень развития абстрактного мышления, поэтому компьютер может быть использован как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей.
Адекватность интерпретации информации тесно связана со знаниями способов и правил представления информации, ее кодирования-декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных направлений в программах информатики для III-IV классов. Раскрытие этих вопросов в фазе «конкретного действия» психологического развития ребенка наиболее целесообразно через первоначальное знакомство с основными понятиями информационного моделирования, а также в рамках знакомства с различными исполнителями, способами представления команд и данных для них.
Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным задачам начального обучения – научить писать, читать, писать, считать. Компьютерные программы могут раскрыть разные грани написания и чтения текстов, музыки, рисунков, представить интерактивные среды для различных вычислений. Следует отметить, что общее понятие текста является важнейшим из понятий не только информатики, но всей современной культуры [1].
Приоритетными объектами изучения информатики в младших классах школы является информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационными технологиями, рассматриваемые с позиции системного подхода.
Это позволяет:
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, получаемы в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер.
Все выше изложенное указывает на наличие противоречий между необходимостью подготовки младшего школьника к информационной деятельности обеспечивающая способность к дальнейшей учебной и практической деятельности и отсутствием эффективного механизма формирования знаний, умений, навыков, определяющих готовность к этой деятельности. Это противоречие определяет проблему исследования.
Исследование вопросов использования системы MS PowerPoint для создания и проектирования демонстрационных программ является актуальным и имеет очень большое значение, для совершенствования информационной подготовки младших школьников.
Целью работы является выявление возможностей MS PowerPoint для создания демонстрационных программ и разработка методики обучения информатике младших школьников с их использованием.
Объект исследования – информационная подготовка обучения младших школьников.
Предмет исследования - процесс обучения младших школьников основам информатики с использованием демонстрационных программ, в рамках непрерывного курса информатики.
Гипотеза исследования – процесс обучения младших школьников основам информатики будет более успешным, если использовать при этом демонстрационные программы созданные при помощи MS PowerPoint.
Задачи исследования:
Выявить общие технологии систем создания презентаций и возможности их использования в обучении.
Проанализировать потенциал MS PowerPoint в обучении и при создании демонстрационных программ.
Создать демонстрационные программы с использованием MS PowerPoint
Разработать методику использования демонстрационного практикума в обучении младших школьников информатике.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
Методологической основой исследования служат теоретические работы по информатике и информационным технологиям и методике обучения информатике младших школьников (Горячева А.В., Волков Т.О., Плаксин М.А., Босова Л.Л., Матвеева Н.О., Культин Н.Б., Кузнецов А.А. и др.).
Для решения задач исследования будут использованы методы сравнение, анализ, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент, тестирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании демонстрационных программ созданных с использованием MS PowerPoint, как средства приобретения знаний и умений младших школьников по работе с информацией рамках непрерывного курса информатики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении рекомендаций, способов и приемов формирования информационных умений младших школьников с использованием демонстрационных программ. Представленные в работе демонстрационные программы положены в основу процесса повышения информационной подготовки младших школьников.
Тонкости педагогики:
Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья
Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социолог ...
Природные источники радона. Радон и методы оценки радоновой опасности
Ионизирующие излучения – потоки фотонов, а также заряженных или нейтральных частиц, взаимодействие которых с веществом среды приводит к его ионизации. Ионизация играет важную роль в развитии радиационно-индуцированных эффектов, особенно в живой ткани. Средний расход энергии на образование одной пар ...
Учебно-методическая линия Д.И. Трайтака
Трайтак Д.И., Суматохин С.В. Биология: Животные 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемезина, 2004. - 272.: ил. На мой взгляд, это один из лучших школьных учебников по зоологии, существующих в настоящее время. В учебнике представлена статья для учащихся «Школьнику об учебнике», где ...