Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Современная педагогика » Разработка демонстрационного практикума по информатике для младших школьников » Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Страница 1

В обучении информатике принято выделять четыре ступени: пропедевтическую (начальный курс), базовую (базовый курс), профильную (профильные курсы), профессиональную (вузовский курс).

Основная задача начальной школы — дать основы для получения образования (в общем смысле — научить читать, писать, считать), заложить прочную базу для дальнейшего развития общеучебных навыков, а основная задача начального курса информатики — заложить основы грамотной работы с информацией. Прежде всего это относится к восприятию информации и ее адекватной интерпретации, а также к целенаправленному использованию информации в учебной деятельности и повседневной жизни. Кроме этого необходимо сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности. К средствам технологий относятся прежде всего разнообразные обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, средства компьютерного моделирования и пр.

В соответствии с теорией умственного развития Ж. Пиаже, в возрасте до 11 лет ребенок проходит такие фазы, как фаза «преддействия» (до 7 лет), когда компьютер может быть использован как средство знакомства ребенка с внешним миром и в качестве игрового средства для развития важных, с точки зрения готовности к обучению, качеств (концентрация внимания, восприятие количества, развитие мелких мышц руки, мотивация и пр.), и фаза «конкретного действия» (7—11 лет), характеризующаяся недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, поэтому компьютер может быть использован как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей.

Адекватность интерпретации информации тесно связана со знаниями способов и правил представления информации, ее кодирования-декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных направлений в программах информатики для III—IV классов. Раскрытие этих вопросов в фазе «конкретного действия» психического развития ребенка наиболее целесообразно через первоначальное знакомство с основными понятиями информационного моделирования, а также в рамках знакомства с различными простейшими исполнителями, способами представления команд и данных для них.

Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным задачам начального обучения — научить читать, писать, считать. Компьютерные программы могут раскрыть разные грани написания и чтения текстов, музыки, рисунков, предоставить интерактивные среды для различных вычислений. Следует отметить, что общее понятие текста является одним из важнейших понятий не только информатики, но и всей современной культуры.

Работа с информационными системами должна охватывать не только (и не столько) электронные энциклопедии самого разного назначения, но и обучение правилам работы в библиотеке, с печатными словарями и справочниками, глоссариями книг, ведение собственных записных книжек и пр. Это залог последующей грамотной работы с информацией, представленной в электронном виде.

Основными вопросами начального курса информатики являются:

•в направлении «Информационное моделирование» — основы моделирования, знакомство с различными исполнителями и их свойствами;

•в направлении «Информационные процессы» — представление информации, кодирование, правила работы с информационными системами;

•в направлении «Информационные основы управления» — предварительное знакомство с системным подходом, основами управления компьютером.

Приоритетная задача базового курса (V—IX классы) — получить представление о современной информационной картине мира, научиться осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности. Это предполагает, что школьник научится:

•выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент;

•строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов;

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Анализ результатов контрольного эксперимента
Цель: На основе проведенного формирующего эксперимента выявить изменение уровня развития творческого воображения детей с помощью тестов. Снова использовалась методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест креативности. Цель: определить, насколько сильно изменился уровень развития творческог ...

Роль иллюстрационного материала в формировании биологических понятий
Значительное место в усвоении учащимися биологических знаний имеет организация их работы с иллюстрациями учебника. Иллюстрации составляют органическую часть учебника, в них наглядно отображается содержание текста, они дополняют и конкретизируют его. Учебники биологии содержат разнообразный иллюстра ...

Личность педагога
Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения. Многие педагоги утверждают, ч ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru