Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Современная педагогика » Разработка демонстрационного практикума по информатике для младших школьников » Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Страница 1

В обучении информатике принято выделять четыре ступени: пропедевтическую (начальный курс), базовую (базовый курс), профильную (профильные курсы), профессиональную (вузовский курс).

Основная задача начальной школы — дать основы для получения образования (в общем смысле — научить читать, писать, считать), заложить прочную базу для дальнейшего развития общеучебных навыков, а основная задача начального курса информатики — заложить основы грамотной работы с информацией. Прежде всего это относится к восприятию информации и ее адекватной интерпретации, а также к целенаправленному использованию информации в учебной деятельности и повседневной жизни. Кроме этого необходимо сформировать у школьников первоначальные навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности. К средствам технологий относятся прежде всего разнообразные обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, средства компьютерного моделирования и пр.

В соответствии с теорией умственного развития Ж. Пиаже, в возрасте до 11 лет ребенок проходит такие фазы, как фаза «преддействия» (до 7 лет), когда компьютер может быть использован как средство знакомства ребенка с внешним миром и в качестве игрового средства для развития важных, с точки зрения готовности к обучению, качеств (концентрация внимания, восприятие количества, развитие мелких мышц руки, мотивация и пр.), и фаза «конкретного действия» (7—11 лет), характеризующаяся недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, поэтому компьютер может быть использован как средство развития абстрактного мышления и творческих способностей.

Адекватность интерпретации информации тесно связана со знаниями способов и правил представления информации, ее кодирования-декодирования. Следовательно, эти вопросы должны быть одними из приоритетных направлений в программах информатики для III—IV классов. Раскрытие этих вопросов в фазе «конкретного действия» психического развития ребенка наиболее целесообразно через первоначальное знакомство с основными понятиями информационного моделирования, а также в рамках знакомства с различными простейшими исполнителями, способами представления команд и данных для них.

Заметим, что в начальной школе знакомство с основами информатики должно быть подчинено основным задачам начального обучения — научить читать, писать, считать. Компьютерные программы могут раскрыть разные грани написания и чтения текстов, музыки, рисунков, предоставить интерактивные среды для различных вычислений. Следует отметить, что общее понятие текста является одним из важнейших понятий не только информатики, но и всей современной культуры.

Работа с информационными системами должна охватывать не только (и не столько) электронные энциклопедии самого разного назначения, но и обучение правилам работы в библиотеке, с печатными словарями и справочниками, глоссариями книг, ведение собственных записных книжек и пр. Это залог последующей грамотной работы с информацией, представленной в электронном виде.

Основными вопросами начального курса информатики являются:

•в направлении «Информационное моделирование» — основы моделирования, знакомство с различными исполнителями и их свойствами;

•в направлении «Информационные процессы» — представление информации, кодирование, правила работы с информационными системами;

•в направлении «Информационные основы управления» — предварительное знакомство с системным подходом, основами управления компьютером.

Приоритетная задача базового курса (V—IX классы) — получить представление о современной информационной картине мира, научиться осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности. Это предполагает, что школьник научится:

•выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент;

•строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов;

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Роль детского творческого коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его осво ...

Социально-психологический аспект имиджа педагога
Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель некв ...

Правовое регулирование инновационной деятельности
Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru