Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и изготовления сложных игрушек – всюду требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности.
Пространственные представления и счетные навыки могут закрепляться на музыкальных занятиях. Дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодии вверх – вниз; с продолжительностью звуков (длиннее – короче); знакомятся с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.д. По данным Н.А. Ветлугиной, эти основные свойства музыкальных звуков дети ассоциируют с пространственными, временными, количественными представлениями: дальше–ближе; выше–ниже; длиннее–короче и др.
На физкультурных занятиях дети часто пользуются количественным и порядковым счетом при построениях и перестроениях (строятся в две, в три колонны, расходятся парами направо и налево и т.д., образуют круги, из которых один может двигаться налево, а другой – направо, и т.д.), маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах его углы), бегут «по кругу», «змейкой» и др.
В различных подвижных играх широко могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного «дома» до другого, расстояния при метании, беге, высоту броска мяча вверх, высоту прыжка и т.д.).
Элементарные математические представления могут и должны закрепляться на занятиях по природе и по развитию речи. Например, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях, дети ведут более точно календарь природы. Осознав текучесть времени, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны.
При уходе за растениями дети измеряют их рост, подсчитывают количество бутонов, цветков и т.д.
Во время экскурсий в природу у детей могут закрепляться пространственные представления («Мы перейдем через речку и пойдем по полю, потом по узенькой тропинке среди ржи» и т.д.). Собирая листья, цветы, дети рассматривают их форму, структуру, подсчитывают количество лепестков и т.д.
Во время работы в цветнике, на огороде нужно использовать умения детей измерять (ширину, длину грядки, расстояния между грядками, при посеве отмерять части гряд для различных огородных культур и др.)-
Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, камешки, желуди, подсчитывают собранные ими кучки (счет групп).
Все эти действия и наблюдения детей должны отражаться в речи: пусть дети расскажут воспитателю и друг другу, на какие геометрические фигуры похожи листья, лепестки цветов; сколько они собрали больших шишек и сколько маленьких, у каких растений стебли короткие, а у каких – длинные и т.д. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц, их отношения. Умение понимать средства выразительности дается не сразу; необходимо и здесь, как показывают исследования Н.М. Зубаревой, Р.П. Чудновой, обращать внимание детей на позу действующих лиц (пространственное расположение отдельных частей тела), на их размещение.
Разнообразные пространственные, количественные и временные представления могут закрепляться в различных играх. Например, дети играют «в магазин». Они считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним цифры (стоимость товаров), затем получают с покупателей деньги, производят арифметические действия, «записывают» свои подсчеты и т.д. Продавая сыпучие товары, они отмеряют их условными мерками; предлагая ткани, ленты, отмеривают их на глаз или условной меркой. В играх на темы «Железнодорожная станция», «Наша улица» и др. дети устанавливают маршруты поездов, автобусов, трамваев, нумеруют их, измеряют расстояние от одной станции до другой, следят за временем отправления поездов, трамваев, автобусов (пользуясь песочными часами), определяют стоимость билетов на разных видах транспорта в различных направлениях.
Тонкости педагогики:
О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...
Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные ...
Состояние работы по развитию словаря старших
дошкольников в практике ДОУ
С целью выяснения состояния исследуемой проблемы в практике ДОУ был проведен констатирующий эксперимент со старшими дошкольниками. В обследовании приняли участие 40 детей, которые были определены в экспериментальную и контрольную группы. Целью данного этапа было выявление уровня развития словаря, к ...