Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы – наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие – сами по себе весьма полезны на этапе получения фактического материала, его группировки и систематизации, установления тех или иных отношений. Они позволяют найти и сформулировать качественные признаки и структурные элементы педагогических явлений и процессов, способствуют накоплению эмпирических данных. В этом их несомненная ценность.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что использование одних только «традиционных» методов педагогических исследований не позволяет рассчитывать на коренное качественное преобразование эмпирического базиса педагогики, на формирование строго научных педагогических законов и теорий, на реализацию педагогикой своей прогностической функции. Целый ряд объективных факторов, и, прежде всего, насущные потребности жизни, практики, расширение границ педагогики, повышение ее роли в обществе, заставляют педагогику все шире и глубже использовать в своих специфических целях методы других наук, адаптированных к объекту педагогических исследований. Количество таких методов в настоящее время исчисляется сотнями.

Естественно, что при таком разнообразии прогностических методов, необходимо как-то их систематизировать и классифицировать. Прежде всего, для того, чтобы более обосновано выбирать их для разработки конкретных прогнозов в соответствующих отраслях научных знаний. Одна из таких классификационных схем предложена советскими авторами Д.М. Гвишиани и В.А. Лисичкиным [4]. В соответствии с этой схемой современные методы научного прогнозирования можно разделить на три большие группы: общенаучные методы, интернаучные методы и частнонаучные методы. Однако следует иметь ввиду, что приведенную классификационную схему можно считать весьма условной, так как трудно провести четкую границу между указанными группами методов. Например, тот или иной частнонаучный метод, с успехом используемый в рамках какой-либо одной конкретной отрасли научных знаний, в определенных условиях может быть использован и в других отраслях, перейдя, таким образом в разряд интернаучных методов.


Тонкости педагогики:

Речевая симптоматика моторной алалии
У детей страдающих моторной алалией отмечаются трудности в формировании звуковых образов слов. Владея достаточным пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов. Детям доступны неречевые артикуляции, они в состоянии правильно произносить большинство звуков или даже все зву ...

Анализ экспериментальных данных
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной речи, письменной речи и уровня развития психологической базы речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната VIII вида г. Шатура. Всего экспериментальным участием бы ...

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном - «игра с огнем» - и чего-то необычного - «игра природы» - или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музы ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru