Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Современная педагогика » Методика обучения измерениям детей дошкольного возраста » Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Страница 5

Наконец, сама веревка может быть измерена той же палочкой, при помощи которой измерялась длина и ширина стола. Веревка накручивается на палочку по ее длине, и количество накрученных отрезков будет примерно равно количеству отложенных на столе отрезков при измерении его длины палочкой.

Но ведь размер палочки может быть разным. На одном из занятий воспитательница дает палочку меньшего размера, например 15 см.

Разный размер палочек дает разное количество мерок. Так, при длине стола примерно 120 см дети, измеряя длину одной палочкой, получили б мерок, а измеряя другой, более короткой, – 8 мерок.

Воспитательница может показать, как измерить длину стола рукою – пядью (пядь – расстояние между концами растянутых пальцев, большого и указательного). Измерение пядью приводит детей к выводу о том, что количество пядей у взрослого человека и у ребенка различно.

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, получаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях – в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны. Это будет способствовать развитию интереса детей к дальнейшему расширению математических знаний.

В рисовании, лепке, конструировании у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о форме и размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве.

Приведем один пример. В старшей и подготовительной группах дети создают различные постройки, поделки не только по объемному образцу, но и по техническому рисунку или фотографии. Для этого они должны подвергнуть технический рисунок анализу: разобраться, из каких частей он состоит, каков способ их соединения, обдумать нужный для конструирования материал по форме, размерам, количеству, наметить последовательность операций и осмыслить наиболее рациональные способы действия. Пользуясь металлическим конструктором, дети подбирают части нужных размеров, опираясь на количество отверстий, имеющихся на той или иной детали, а создавая поделку из дерева, подбирают форму и размер дощечек, реек на глаз. Воспитательница обучает детей планированию операций (порядку соединения частей) и последующему анализу созданной поделки, предлагая сравнить ее с техническим рисунком или фотографией.

Но для этого дети должны прежде всего четко разобраться в самом техническом рисунке или фотоснимке, правильно оценить форму и размеры отдельных частей предмета и их пространственное соотношение. Знания различных форм, разных размеров предметов, знания о пространственных отношениях между предметами окажут детям значительную помощь в развитии умений «читать» технический рисунок и воспроизводить по нему поделку.

Исследования В.Г. Нечаевой, Г.В. Груба, Фан И-ин, В.Ф. Изотовой убедительно показали, что недостаточное развитие пространственных представлений значительно задерживает формирование умения «читать» технический рисунок; дети предпочитают создавать поделку путем «проб и ошибок».

Обычно вначале дети не анализируют технический рисунок в целом, а рассматривают его и воспроизводят по звеньям. Но воспитательница учит детей анализу всей конструкции в целом и воспроизведению целостной пространственной структуры поделки по памяти. Дети начинают понимать необходимость более тщательно анализировать технический рисунок или фотографию до начала создания поделки, запоминать все ее части и их расположение (форму частей, их размер, способы скрепления и т.д.). И если вначале технический рисунок рассматривается детьми весьма поверхностно, а следовательно, и поделки, воспроизводятся неточно, то в дальнейшем дети начинают осознавать значение своих знаний о форме, размере, о пространственных отношениях предметов, более тщательно всматриваются в фотографию или технический рисунок. Зрительный анализ углубляется, перестраивается; у детей появляется способность, воспринимая изображение предмета па плоскости, представлять себе его в трех измерениях. Это развивает подвижность мысли, динамичность детских представлений, умение оперировать ими, а все вместе способствует формированию конструктивного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Виды методических приемов
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их всех на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно ск ...

Деятельность социального педагога по работе с семьей
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образова ...

Роль режима в физическом воспитании детей школьного возраста
Когда мы говорим о режиме детей школьного возраста, то имеем в виду, прежде всего суточный распорядок учебных и других занятий, отдыха, питания, сна. Напомним, что правильно организованный и строго соблюдаемый режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма ра ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru