Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Современная педагогика » Методика обучения измерениям детей дошкольного возраста » Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения

Страница 3

Можно предложить детям и задание на сообразительность. Дается шесть – восемь полосок разной длины, из которых нельзя построить строго ритмичный сериационный ряд, поскольку среди этих полосок две равной длины. Многие дети сразу же обнаруживают, что у них две полоски равной длины, и просят заменить одну из них. Другие замечают это, лишь построив лестницу. И наконец, имеются дети, которые не замечают нарушения ритмичности в расположении полосок и обнаруживают ошибку лишь в результате последующего анализа построенной ими лестницы с помощью воспитателя и детей.

Аналогичные упражнения рекомендуется проводить и на отношения ширины и высоты.

В обучении детей сенсорному восприятию величины целесообразно использовать ряд дидактических материалов, предложенных М. Монтессори (длинную лестницу, широкую лестницу; бруски с цилиндрами: большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий).

Необходимо упражнять детей не только на занятиях, но и в процессе дидактических игр, используя, например, игру «Угадай, что в мешочке» (мешочек наполняют предметами разной формы и размера). Ряд игр может быть взят из книги Ф.Н. Блехер «Дидактические игры и дидактические материалы».

Создание сериационного ряда по длине, ширине и высоте предметов вполне доступно детям старшего и среднего дошкольного возраста. При этом старшие дети уже не только размещают предметы в убывающем или возрастающем порядке, но и осознают разностные отношения между элементами сериационного ряда. Эти факты опровергают утверждение Ж – Пиаже и Б. Инельдер, что восприятие равенства разностных отношений между элементами сериационного ряда доступно лишь детям 10–12 лет.

Развитие представлений о величине и измерении.

Дети уже в предшествующих группах учились различать и сравнивать между собою различные параметры протяженности, отражая это в своей речи, в разных видах деятельности (рисовали прямоугольники, круги и другие фигуры и предметы разных размеров; определяли небольшие расстояния шагами и т.д.).

В подготовительной группе эта работа продолжается и усложняется. Дети упражняются в выделении разных параметров в окружающих предметах (длины стола, ширины доски, высоты шкафа; находят длину, ширину, высоту коробки в раз: ном положении; ширину, длину картины, висящей на стене или лежащей на столе, и т.д.).

Дети сравнивают на глаз предметы по длине, ширине, высоте, проверяют свои суждения приемом накладывания, прикладывания одного предмета к другому. Например, что шире, что длиннее: книга или тетрадь? И т.д.

Дети раскладывают предметы разной длины, разной высоты в возрастающем и убывающем порядке, определяют практически разностную величину между смежными элементами сериационного ряда.

Новой задачей в подготовительной группе является обучение детей приемам измерения условными мерками (расстояний, длины, ширины и высоты предметов, а также масс, объемов сыпучих и жидких тел и т.д.).

На что же следует обратить внимание при обучении измерению расстояния?

Способ измерения шагами в основном известен детям и использовался ими в играх. Он применим при измерении сравнительно больших расстояний (длины и ширины комнаты, дорожки сада и т.д.). В комнате дети уже различают длину и ширину пола, высоту стен. Воспитательница на занятии предлагает показать ширину и длину пола в комнате и на глаз определить, что больше чего или они равны. При таком способе определения результаты могут быть противоречивыми, могут даже возникнуть споры между детьми. Воспитательница разъясняет, что спор легко разрешить, если измерить длину и ширину комнаты шагами. Она обращает внимание детей па то, что отсчитывать шаги надо обязательно по прямой линии. Возможно, что количество шагов у разных детей будет различным. Причину дети склонны видеть в неправильном подсчете. Воспитательница не спешит с разъяснением, а предлагает сосчитать количество ее шагов при измерении длины той же комнаты. Количество шагов оказывается меньше, а считали дети правильно. «У всех получилось разное количество шагов. От чего же это зависит?» – «У вас шаги большие», – говорят дети. «У Миши тоже большие шаги, но поменьше ваших, а у Лены совсем маленькие, вот и получилось по-разному», – догадываются дети. «А что такое шаг?» – ставит вопрос воспитательница. «Это расстояние от одной ноги до другой при ходьбе». – «Верно. Но чтобы сосчитать их количество, какими должны быть шаги?» – «Большими и одинаковыми», – отвечают дети. «Правильно. Шаг – это мерка, а мерка должна быть одинаковой при измерении. А может ли наша мерка (шаг) быть одинаковой у всех детей?» Дети говорят, что шаги у людей разные. «Вон как шагает мой папа – он высокий, а мама всегда отстает от него, у нее шаги короткие». – «Что же можно сказать об измерении шагами?» – подводит к обобщению воспитательница. «Такое измерение возможно, но оно не точное». – «Кто знает, какой меркой более точно измеряют люди расстояния?» – «Километром, метром», – отвечают дети. «Правильно. Но что такое метр и километр, вы узнаете в школе, а пока будем учиться измерять длину и ширину комнаты шагами, выбрав прямо перед собой точку на противоположной стене комнаты и идя по прямой линии… А почему для измерения надо идти по прямой линии?» Дети задумываются. Воспитательница предлагает попробовать измерять не по прямой, а потом сравнить с тем количеством шагов, которое получилось раньше. Дети убеждаются, что шагов стало больше; значит, отрезок прямой линии – самое короткое расстояние между двумя точками (концами этого отрезка).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Система педагогических наук
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука подразделяется на ряд само ...

Трудовое воспитание как педагогическая проблема
В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уваже ...

Компетентность преподавателя
В Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года сказано, что современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования больши ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru