На последующих занятиях воспитательница учит детей измерять длину, ширину, высоту предметов тоже условными мерками. «Можно ли измерить стол, за которым вы сидите? И что можно в нем измерить?» Дети находят длину стола, его ширину, высоту. «А можно и стул измерить», – говорят некоторые. «И шкаф и диван для кукол», – дополняют другие.
Воспитательница показывает плоскую палочку длиной примерно в 20 см и измеряет с ее помощью длину и ширину своего стола. Она обращает внимание детей на то, что начинать измерять надо с самого края, укладывая палочку на крышку стола, затем, не сдвигая ее с места, осторожно отметить цветным мелком конец палочки и вновь уложить ее, точно начиная от цветной отметки. Палочку нужно укладывать точно по прямой линии и каждый раз отмечать ее конец. Затем подсчитывается количество отрезков, отмеченных цветным мелком. Если подсчет мерок затрудняет детей, против каждой мерки можно положить кружок, т.е. установить между мерками и кружками взаимно-однозначное соответствие. Дети считают кружки, а значит, и мерки. Для первых занятий целесообразно брать такую мерку, которая уложится без остатка (хотя бы в длине стола). Допустим, длина стола равна шести меркам. Измеряя ширину, дети видят, что уложились три палочки и остался еще небольшой отрезок ширины стола неизмеренным. Воспитательница объясняет детям, что в таких случаях говорят: «Немного более трех мерок».
После показа и разъяснения способа измерения детям раздаются аналогичные мерки, и они приступают к измерению своих столов.
Прием измерения не вызывает у детей особых затруднений, но точность измерения требует контроля воспитательницы.
«У вас столы все одинаковые по размеру, а вот у Леши и Лиды по длине уложились не шесть мерок, как у всех, а пять мерок с небольшим остатком. Почему так вышло у них?» – «Неверно сосчитали… Не начали откладывать мерку с самого края стола… Откладывали мерку не по прямой линии», – слышны голоса детей. Воспитательница предлагает Леше и Лиде измерить длину стола вновь, а детям наблюдать за их действиями. При повторном измерении Леша и Лида тоже получили правильные результаты, так как тщательно укладывали свои палочки по длине стола.
При обучении измерению наблюдаются некоторые типичные ошибки: дети неправильно определяют точку отсчета, сдвигают линейку, неточно отмечают конец мерки мелком, не пользуются отметкой, а накладывают палочку на уже измеренную часть или слишком далеко отступают от отметки. Во избежание указанных ошибок необходимо четко объяснить и показать детям способы измерения.
Точно так же измеряется и высота стола. Следует, однако, помнить, что иногда дети за высоту принимают лишь высоту крышки стола, а не всю протяженность по вертикали. Поэтому перед началом измерения важно подчеркнуть, что точкой отсчета является пол, а отметки мерок следует делать на ножке стола.
На последующих занятиях дети могут измерять другие предметы – стул, шкаф, скамейку, диван и т.д. При этом особое внимание детей обращается на то, что высотой стула, дивана является расстояние от пола до сиденья, а высота спинки стула или дивана во внимание не принимается.
Для того чтобы дети хорошо поняли условность мерки, можно предложить измерить одни и те же предметы разными мерками (например, с помощью веревки). Веревку натягивают по длине стола и отрезают. Ее длина равна длине стола. Затем ею измеряется ширина сгола и делается отметка цветной ниткой. При сравнении на глаз видно, что длина стола явно больше, чем его ширина.
Тонкости педагогики:
Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на
токарно-винторезном станке как социально-педагогическая проблема
Важнейшей чертой современного производства является все более широкое внедрение гибких, перестраиваемых систем, робототехнических комплексов, что ведет к увеличению творческого начала, когда все шаблонное передается технике, а функция человека перестраивается на разработку и переналадку оборудовани ...
Первый опыт обучения младших школьников с компьютерной поддержкой. Обзор
программ
Какие же цели должен ставить пропедевтический курс информатики? Мы считаем, что основной целью должно стать формирование «информационного» стиля мышления, который по образному выражению Ю.А. Шафрина должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышле ...
Особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, про ...