Информатизация школы переживает своеобразные этапы. Эти этапы можно связать или с внедрением новых программных продуктов, или с техническим перевооружением. При этом очень часто мы можем наблюдать движение от энтузиазма и эйфории по поводу новшества через попытки освоения (с тем или иным уровнем успеха) и попытки найти методическую, техническую помощь и поддержку, к остановке на определённом уровне и угасанию энтузиазма и использование по инерции.
Почему же так происходит?
При использовании информационных технологий (ИТ) учителем – предметником можно выделить несколько элементов, от которых зависит эффективность применения этих технологий. Это:
- Наличие техники и её качество.
- Наличие программных продуктов (ПП) и возможность их приобретения.
- Соответствие программных продуктов программе по предмету и возможность применения ПП на уроке.
- Уровень пользовательских навыков учителя.
- Возможность получить квалифицированную помощь.
- Поддержка при инсталляции и освоении интерфейса ПП со стороны специалиста (системного администратора или учителя информатики).
При отсутствии каких-либо элементов освоение ИТ проблематично и невозможно формирование информационно-коммуникационной культуры педагога. Конечно, большую подпитку учителю дают курсы повышения квалификации в области ИКТ, но и они без практики, без постоянного применения полученных знаний, не всегда приносят желаемого результата.
Посмотрим на эти элементы в сельской школе.
В обеспечении сельских школ компьютерной техникой за последние годы произошли значительные подвижки – 2 президентские программы плюс спонсорская помощь; в подарок на юбилей школы компьютерный класс. Что касается наличия различных программных продуктов, то можно упомянуть две медиатеки по программам «Сельская школа» и «Дети России» (2001 и 2005г.), кроме того, учителя приобретают отдельные диски. Более сложная проблема состоит в том, что именно приобретать? Из десяти дисков использовать в ходе урока возможно 2-3. Основные причины этого – несоответствие ПП школьной программе или учебному оборудованию. Поэтому уже в то время стала необходимость в создании собственного электронного материала для его применения на уроке. Но здесь перед педагогом встает проблема в их создании – отсутствие необходимых знаний. Каков же путь формирования информационно-коммуникационной культуры педагога?
Несомненно, тема проекта актуальна, так как изменения в системе отечественного образования на современном этапе общества тесно связаны с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий. Успешность процесса информатизации образования во многом определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров в области ИКТ, в этой связи подготовка и переподготовка преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной на всех уровнях системы профессионального образования. Модернизация системы образования предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности преподавателей, которая в настоящее время предполагает обладание и информационно-коммуникационной компетенцией.
Актуальность исследования определяется:
-ускорением темпов информатизации общества, требующего конкурентоспособными специалистами, использующими достижения современных информационных технологий в своей деятельности;
-модернизацией образования, включающей широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс, предполагающего повышение информационно – коммуникационной компетенции преподавателей.
Давая общую предварительную оценку состоянию проблемы, следует отметить, что в настоящее время достаточно много работ посвящено данной тематике, вместе с тем, педагогических исследований, отражающих формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей.
Проблема исследования состоит в разрешении противоречий между:
Тонкости педагогики:
Определение моторной алалии
Наиболее распространенной формой алалии является алалия, связанная с нарушением речедвигательного анализатора. "Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых ...
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере
образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...
Концепция музыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдви ...