Формирование информационно–коммуникационной культуры педагога

Современная педагогика » Формирование информационно–коммуникационной культуры педагога

Страница 4

3. Угроза снижения интеллектуальной самооценки («не могу освоить то, что может сделать ребенок»);

4. Нехватка аудиторного времени для освоения необходимого материала (обычно, на курсах повышения квалификации) при традиционных моделях обучения;

5. Большое количество новых терминов, описывающих информационные процессы, компьютер и т.д.;

6. Неверие в собственные силы, по причине «гуманитарного образования».

Компьютерная тревожность снижает качество обучения, поэтому необходимо подбирать технологии, методы и средства обучения, способные нейтрализовать описанные страхи, выбрать наиболее рациональные образовательные траектории, позволяющие учесть особенности восприятия нового – когнитивные стили преподавателей старшего возраста.

Первым этапом в повышении квалификации преподавателей в области ИКТ может выступить «адаптационный период». Практика показывает, что на этом этапе возникают проблемы, связанные с освоением клавиатуры и мыши – страх слишком сильно или слишком слабо дотронуться до клавиш компьютера и т.д. На этапе адаптации к компьютеру были использованы такие программные средства, как «клавиатурный тренажер» и графический редактор «Paint», позволяющие быстро увидеть результат освоения техники работы с клавиатурой и мышью.

Вторым этапом является собственно повышение квалификации в области ИКТ на курсах, где подбор индивидуальной образовательной траектории осуществляется исходя из когнитивного стиля обучаемого.

Когнитивные стили определяются, в первую очередь, мотивацией к повышению квалификации и социальными потребностями. Преподаватели, обладающие консервативным когнитивным стилем, скептически относятся к приобретению новых знаний, считая, что багажа профессиональных знаний, проверенных временем и успешной профессиональной деятельностью вполне достаточно. Мотивацией к овладению ИКТ служит лишь необходимость в подтверждении высокого уровня профессионализма, одним из критериев которого сегодня является информационно-технологическая компетентность.

Консервативно-прогрессивный (переходный) когнитивный стиль присущ преподавателям, которые в силу необходимости готовы к получению новых знаний, но особой инициативы в самообразовании не проявляют. Мотивацией к повышению квалификации часто служит сравнение собственной компетентности с компетентностью коллег или даже учеников. Основной социальной потребностью является сознание собственного достоинства.

Анализируя опыт педагогов школы по освоению ИКТ в образовательном процессе, я увидела, что совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной компетентности, прежде всего самого учителя, так как кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов. Около 40% учителей нашей школы прошли обучение на курсах «Интернет – технологии для учителя - предметника» и «Использование новых ИКТ в методике преподавания» (Приложение 2), а значит, приобрели необходимые знания и навыки, но, не имея возможности применять полученные знания на практике, в скором времени педагоги потеряют то, что имеют.

Поэтому на данном этапе учителю необходимо внедрять на уроках готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и создавать свои материалы к урокам в виде презентаций. И в этом случае учитель уже формирует собственную методическую базу, которая будет пополняться и совершенствоваться с каждым годом работы.

Но для этого учителю-предметнику необходимо уметь пользоваться ресурсами Интернета: поиск необходимой информации к уроку или внеурочному мероприятию; создание электронного почтового ящика, что необходимо для участия в семинарах, дистанционных курсах, форумах, для регистрации на полезных для себя сайтах. Всё это, безусловно, является новым этапом формирования его информационно-коммуникационной культуры.

Во время работы над проектом мною были разработаны Электронный классный журнал и Журнал классного руководителя, которые могут быть предложены учителям нашей школы в качестве практического применения. Электронный классный журнал (Приложение 3) только начинает набирать обороты по его применению. В нашей школе такого журнала нет. Электронный журнал был продемонстрирован на родительском собрании и родители пожелали получать этот материал по электронной почте и здесь мы столкнулись с тем, что и среди родителей есть те, которые не имеют электронный адрес или не умеют работать в Интернете.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Понятия «лексика» и «лексические единицы». Цели, задачи и содержание обучения лексике
Изменение роли и места изучения иностранного языка оказало большое влияние на обучение лексике. Так как целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. В словаре С.И. Ожегова даётся о ...

Культурные формы системного мышления. Проблема идеальных системных связей
Практика проектирования сложных систем и управления ими в современном мире из «элитарной» становится массовой [29]; возникает вопрос о «сворачивании» сложных форм системного мышления в знаково-символические системы. На наш взгляд, адекватной формой такой знаково-символической системы является «Новы ...

Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения нам представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru