Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы использования водных ресурсов»

Современная педагогика » Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе » Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы использования водных ресурсов»

Страница 1

Цель игры: Выявить значение водных ресурсов для природы, хозяйства и населения, определить негативное влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы, выделить основные пути решения проблемы водопользования в г. Саранске, развивать экологическое мышление школьников и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование для урока: физическая карта Мордовии, физическая карта среднего Поволжья с выделенным бассейном Суры, материалы экологической экспертизы, изложенные на карточках в доступной для учеников форме, ксерокопии статей местных газет о состоянии и проблемах водных ресурсов Мордовии и г. Саранска, настенные таблицы с данными качества воды в р.Суре, р.Инсаре.

Подготовка игры.

Определяется форма ролевой игры. На наш взгляд здесь более уместна форма игры в виде заседания круглого стола специалистов различных профессий. За 1-2 недели ученики выбирают роли. Учитель дает каждому выступающему карточки с материалом экологических экспертиз, указывает, в чем заключается его роль. Обсуждается общий сценарий игры, возможные варианты вопросы, на которые в ходе игры предстоит ответить играющим.

При подготовке к игре можно использовать газетные статьи, работы В.И. Жидкина, В.И. Астрадамова, Л.И. Ворсобиной, М.А. Якунчева (1994), П.И. Меркулова, А.А. Ямашкина, В.Н. Масляева (1994), Ю.И. Аладышева (1995) и др.

Примерное содержание выступлений и ход игры.

Игра начинается с вступительного слова учителя. Он рассказывает о значении воды в природе и жизни человека, о гидросфере, ее составе, о водных ресурсах, в том числе о водных ресурсах Мордовии.

Слово берут представители комитета по водным ресурсам: на территории Мордовии насчитывается до 450 постоянных естественных водотоков суммарной длиной более 6 тыс.км. Объем полного стока рек – 6,5 км2 в год. В речных поймах расположено более 500 озер. В республике более 150 водохранилищ. В целом площадь водной поверхности составляет 3,5 тыс.га или 0,2% от общей площади земельного фонда (Меркулов, Ямашкин, Масляев, 1994).

Далее слово предоставляется сотрудникам Министерства экологии: Мордовия является регионом страны, где потребности населения и хозяйства почти на 100 % удовлетворяются за счет подземных вод. Исключение составляет использование в сельской местности рек и водохранилищ для орошения. В настоящее время в республике работают мощные водозаборы Саранска, Рузаевки, Ковылкино, Комсомольского. Наибольшая эксплуатационная нагрузка на подземные воды приходится на Саранск (ежегодно используется около 70 млн.м). В остальных районах Мордовии нет крупных водопотребителей, поэтому нагрузка на подземные воды там невелика. Безконтрольная эксплуатация Мордовского артезианского бассейна существующей сетью водозаборов ведет к истощению запасов подземных вод. Ежегодно уровень артезианских вод понижается на 1,5-2,0 м. В результате водосбора вокруг Саранска образовалась депрессионная воронка радиусом 85 км.

Слово предоставляется представителям санитарно-эпидемиологической службы: В условиях интенсивного водозабора происходит подтягивание солоноватых вод из нижней части горизонта артезианских вод. При этом изменяется химический состав и изменяется (возрастает) минерализация воды до 1,5-2,0 г/л и более. Такая вода уже не отвечает стандарту качества и поэтому такую воду населению Саранска пить нельзя. В дальнейшем ожидается, что качество воды еще более ухудшится.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...

Одаренные дети: методика диагностики
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две ...

Понятия «лексика» и «лексические единицы». Цели, задачи и содержание обучения лексике
Изменение роли и места изучения иностранного языка оказало большое влияние на обучение лексике. Так как целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. В словаре С.И. Ожегова даётся о ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru