Цель игры: Выявить значение водных ресурсов для природы, хозяйства и населения, определить негативное влияние хозяйственной деятельности на водные ресурсы, выделить основные пути решения проблемы водопользования в г. Саранске, развивать экологическое мышление школьников и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование для урока: физическая карта Мордовии, физическая карта среднего Поволжья с выделенным бассейном Суры, материалы экологической экспертизы, изложенные на карточках в доступной для учеников форме, ксерокопии статей местных газет о состоянии и проблемах водных ресурсов Мордовии и г. Саранска, настенные таблицы с данными качества воды в р.Суре, р.Инсаре.
Подготовка игры.
Определяется форма ролевой игры. На наш взгляд здесь более уместна форма игры в виде заседания круглого стола специалистов различных профессий. За 1-2 недели ученики выбирают роли. Учитель дает каждому выступающему карточки с материалом экологических экспертиз, указывает, в чем заключается его роль. Обсуждается общий сценарий игры, возможные варианты вопросы, на которые в ходе игры предстоит ответить играющим.
При подготовке к игре можно использовать газетные статьи, работы В.И. Жидкина, В.И. Астрадамова, Л.И. Ворсобиной, М.А. Якунчева (1994), П.И. Меркулова, А.А. Ямашкина, В.Н. Масляева (1994), Ю.И. Аладышева (1995) и др.
Примерное содержание выступлений и ход игры.
Игра начинается с вступительного слова учителя. Он рассказывает о значении воды в природе и жизни человека, о гидросфере, ее составе, о водных ресурсах, в том числе о водных ресурсах Мордовии.
Слово берут представители комитета по водным ресурсам: на территории Мордовии насчитывается до 450 постоянных естественных водотоков суммарной длиной более 6 тыс.км. Объем полного стока рек – 6,5 км2 в год. В речных поймах расположено более 500 озер. В республике более 150 водохранилищ. В целом площадь водной поверхности составляет 3,5 тыс.га или 0,2% от общей площади земельного фонда (Меркулов, Ямашкин, Масляев, 1994).
Далее слово предоставляется сотрудникам Министерства экологии: Мордовия является регионом страны, где потребности населения и хозяйства почти на 100 % удовлетворяются за счет подземных вод. Исключение составляет использование в сельской местности рек и водохранилищ для орошения. В настоящее время в республике работают мощные водозаборы Саранска, Рузаевки, Ковылкино, Комсомольского. Наибольшая эксплуатационная нагрузка на подземные воды приходится на Саранск (ежегодно используется около 70 млн.м). В остальных районах Мордовии нет крупных водопотребителей, поэтому нагрузка на подземные воды там невелика. Безконтрольная эксплуатация Мордовского артезианского бассейна существующей сетью водозаборов ведет к истощению запасов подземных вод. Ежегодно уровень артезианских вод понижается на 1,5-2,0 м. В результате водосбора вокруг Саранска образовалась депрессионная воронка радиусом 85 км.
Слово предоставляется представителям санитарно-эпидемиологической службы: В условиях интенсивного водозабора происходит подтягивание солоноватых вод из нижней части горизонта артезианских вод. При этом изменяется химический состав и изменяется (возрастает) минерализация воды до 1,5-2,0 г/л и более. Такая вода уже не отвечает стандарту качества и поэтому такую воду населению Саранска пить нельзя. В дальнейшем ожидается, что качество воды еще более ухудшится.
Тонкости педагогики:
Занятия ручным трудом для формирования технических
навыков у детей
Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Такие поручения помогают воспита ...
Проблемы и особенности развития дошкольного образования для детей с
нарушением слуха в Красноярском крае
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условия общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем в Красноярском крае: – не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий; – т ...
Понятие «развивающая среда», принципы организации
предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...