- специфические средства и способы вовлечения подростков в клубную деятельность,
- организацию досуговой деятельности подростков в условиях клуба.
Клуб - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха [14, с. 223].
Главные принципы клуба - добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой). Клуб может иметь свой устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Но в, то же время состав клуба не отличается обязательным постоянством. Скорее обратное - клуб является временным, неустойчивым объединением для большинства и только для единиц-энтузиастов (они выполняют роль лидеров) - постоянным местом самоутверждения, развития.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.); по степени организованности (официальные и неформальные); по возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные); по временному фактору (постоянные, временные).
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т. д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных. Позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать, (понимать и принимать для себя) ценности образования, ценности здоровья, ценности традиций и истории, ценность другого человека, ценность личной свободы, ценность мышления и т. д.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг – это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат [17, с. 102].
В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность; интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках, посещение факультативов); художественное, техническое, естественно-научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело); общественно активную деятельность.
Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется педагогами, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.
Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Она организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей [17, с. 106].
Посещение клуба способствует включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.
Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:
- игровой формой усвоения будущих социальных ролей;
- разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
- возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпровождения на улице ребята общаются к клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;
- гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.д.);
- развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.
К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят: [9, с. 220].
А) организационно-педагогические:
- изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
- наличие взрослых, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
Тонкости педагогики:
Реализация языковой компетенции при обучении синтаксическим нормам
Термин «языковая компетенция» был введен Н. Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину «использование языка». Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке и применением языка в практике общения и деятельности ч ...
Современная модель семьи и ее особенности
В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребе ...
Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...