Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений

Современная педагогика » Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений » Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений

Страница 1

Одно из направлений работы социального педагога в школе – это правовое воспитание старшеклассников. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни.

В основу работы по правовому просвещению положено изучение Конституции РФ, важнейших положений прав гражданина. Подростку даются знания нескольких отраслей права: административного, трудового, брачно-семейного, уголовного.

Кроме того, учащиеся изучают Устав школы, правила для учащихся, правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, правила техники безопасности во время работы, правила обращения со взрывоопасными и воспламеняющимися предметами [22, с. 153].

Формами правового просвещения являются факультативные семинары, лекции, экскурсии в государственные учреждении, на предприятия, на заседания суда; беседы; использование средств массовой информации; кино и театр; вечера встреч, вопросов и ответов; диспуты, например по телепередачам «Человек и закон»; обсуждение книг и статей. Школьники выступают с рефератами по темам: «Преступление и наказание», «Охрана общественного порядка», «Если подросток нарушил закон» [22, с. 220].

Важную роль в правовом воспитании школьника играет их участие в правоохранительной деятельности по поддержанию дисциплины и правопорядка в школе и микрорайоне, где создаются регулярные отряды по охране природы, детских пожарных, помощников в работе комиссий по делам несовершеннолетних. В результате у учащихся не только формируются правовые убеждения, но и вырабатываются навыки правового поведения и самозащиты.

Дошкольный возраст представляет собой довольно длительный и значительный период развития ребенка, в котором закладываются, прежде всего, некоторые общие основы личности человека. Поведение его – приспособительно-реактивное.

Младший школьный возраст (7-10 лет), – период репродуктивно-моральной активности. Нервная система становится менее пластичной. В поведении появляются грубость, резкость, дерзость. Нравственные представления репродуктивны.

Подростковый возраст (с 10 до 11 до 14-15 лет). Для подростков характерно расширение сферы общения и изменение характера взаимоотношений, развитие потребности в общении, чувство взрослости. Подростковый возраст называют трудным.

Старший школьный возраст. В данный период развития происходит интенсивное формирование мировоззрения, морального сознания. Социальная незрелость нередко является основой компенсационных переживаний, необоснованных притязаний и конфликтов с представителями старшего поколения.

Таким образом, переход от дошкольного детства к школьному характеризуется все более существенным изменением и расширением социальных функций круга взаимосвязей, контактов и неподготовленностью детей к жизни. Возрастные особенности могут способствовать правонарушающему поведению, но не сами по себе, а в результате игнорирования наставниками своих обязанностей, допущенных педагогических ошибок и складывающихся неблагоприятных условий для нормального личностного развития детей [10, с. 126].

В 1999 г. Впервые за последние годы отмечено увеличение числа подростков, занятых в экономике. Общая численность их составила 22,9 тысяч человек (в 1998 г.- 19,2 тысяч человек).

Потребность подростков в трудоустройстве возрастает год от года (по данным служб занятости). Для решения этой проблемы на условиях постоянной занятости большое значение имеет наличие у подростков профессионального образования. Позиция государственных органов занятости населения – обеспечение получения несовершеннолетними профессионального образования [5, с. 249].

Приобщение несовершеннолетних к труду, получения профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности проводится по реализации программы содействия временной занятости граждан в возрасте 14-17 лет. Она охватывает детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подростков из семей безработных, из неполных, многодетных семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

В большинстве субъектов РФ разработаны специальные районные и городские программы трудоустройства подростков. В 1999 г. Организовано 576 молодежных бирж труда. В разных регионах РФ несовершеннолетним предлагаются такие работы, как благоустройство территорий городов и населенных пунктов; уборка помещений государственных баз; лесохозяйственные и сельскохозяйственные работы; косметический ремонт школ и детских дошкольных учреждений [7, с. 121].

За последние 5 лет число подростков-школьников, совмещающих работу с учебой, увеличилось в разных возрастных группах в 2-3 раза.

Определенное число подростков отказывается от дальнейшего получения образования после получения неполного среднего образования. Мальчики-подростки нередко занимаются тяжелыми небезопасными формами труда: погрузка, разгрузка, малярные работы и т.д. Очень часто отмечаются нарушения их трудовых прав. Девочки устраиваются чаще в сферу обслуживания (торговля, распространение газет, работа на компьютере, переводы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Рекомендации для педагогов-руководителей в детской субкультуре
На наш взгляд, очень важно определить, какую позицию должен занимать современный педагог-руководитель в детской субкультуре. Во время прохождения практики в Доме детского творчества №5 (далее ДДТ №5), мы вели наблюдение (см. приложение 1). Данный метод позволил сделать выводы о том, что руководител ...

Государственный образовательный стандарт
Понятие стандарта (от английского - Standard) означает норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребностям общества. Ста ...

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru