Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описаний помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг [4, с. 253].
Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу - производство» учеников, последователей.
В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:
- принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;
- приоритет целей обучения и предметно-практических задач;
- ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;
- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.
В представлении большинства современных подростков работа выступает, прежде всего, как способ зарабатывания денег; интересные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, не привлекают их. В идеале они связывают свое будущее либо с высокооплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, юридических услуг, которая требует хорошего образования (что стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственности, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незаконными средствами обогащения.
Предлагаемые образовательными учреждениями, молодежными биржами труда и т. п. виды трудовой деятельности, имея ярко выраженную общественно полезную направленность, не находят достаточной популярности у подростков. Отсутствие у несовершеннолетних профессии (специальности), опыта работы и завышенные притязания делают их неконкурентоспособными на рынке труда.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:
- легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т.п.);
- полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток и т. п.);
- нелегальную (торговля запрещенными законом товарами -наркотиками, оружием и т. п.) [20, с. 185].
Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого процесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подростковой 0 молодежной субкультуры. В связи с этим возрастает роль организованных форм трудоустройства несовершеннолетних.
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой — он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства.
Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.
Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков, разрабатываемым предприятиями по согласованию с региональными органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.
Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес которых превышает установленные для них предельные нормы, а также работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.
Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет — 24 часа в Неделю и 4 часа в день [22, с. 153].
Тонкости педагогики:
Урок – основная форма организации обучения в школе
Я считаю, что примером применения преподавания является урок. Что такое урок? Ответ на данный вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающем является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучен ...
О способах, измерения длин
Большинство детей шести-семи лет знают, что для определения длины предметов их надо измерить. Часть детей правильно указывает, что метром измеряют длину и высоту стола, шкафа и т.д. Дети, не знающие общепринятых мер, говорят, что измерения производят линейкой, палкой, меркой, клееночкой такой с циф ...
Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
Одно из направлений работы социального педагога в школе – это правовое воспитание старшеклассников. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В основу работы по правовому просвещению положено ...