Во-первых, ребенок должен относиться к природе не как к объекту, а как к субъекту (взаимодействие с природой на равных, включение ее в сферу взаимодействий на основе этических норм и правил, признание ценности и значимости природы, построение партнерских отношений с природными объектами).
Во-вторых, отношения с природой должны носить непрагматический характер, то есть ребенок строит свои отношения и взаимодействует с природными предметами из любви и проявления интереса к ним. Эти отношения выражаются в позитивном взаимодействии ребенка с предметами живой и неживой природы [5].
Таким образом, ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить, как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Нужно не забывать о том, что разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состоянием объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, Подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду [6].
Систематический труд на огороде, цветнике, в саду и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы [7].
Участие детей в труде не только служит необходимым условием для развития практических навыков и умений, но и способствует развитию у него позитивного отношения к природным объектам, помогает ребенку узнать и «принять природу всем сердцем», полюбить ее.
Процесс взаимодействия с природными объектами отличает высокая активность малыша, что стимулирует перерастание его интереса к миру природы в устойчивую потребность в совершении природной деятельности.
Склонность ребенка к участию в природоведческой деятельности подразумевает, что ребенка привлекает не только результат, но и процесс этой деятельности. То есть ребенок получает удовольствие от самого процесса взаимодействия с природой, что приводит к развитию субъективно-эстетического отношения с природными объектами [5].
Необходимо так же упомянуть о формах организации труда в природе. Что же представляют собой принятые в детских садах формы организации труда дошкольников - поручения, дежурства, коллективный труд? Какие возможности для воспитания детей таятся в каждой из них? Рассмотрим эти формы работы:
Тонкости педагогики:
Симптоматика общего недоразвития речи
По данным Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В [45]., несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3 ...
Архетип коллективного бессознательного
Как известно, глубинная психология есть общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психол ...
Особенности в организации обучения элементов математики детей младших групп
Основная форма работы – обучение детей на занятиях. Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели за ...