Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Современная педагогика » Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда » Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе

Страница 3

1) Трудовые поручения - наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-нибудь из своих сверстников. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Отсюда для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений и навыков. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования навыков представляют длительные поручения, когда ребенок определенное время отвечает за какое-то дело.

Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. В 6 лет дети могут участвовать в трёх видах дежурств. Это серьезный труд, требующий также предварительной подготовки.

В подготовительной к школе группе расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручения. Многие поручения входят в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Вместе с тем поручения не теряют своей значимости.

2) Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать умение у них помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети регулярно дежурят по подготовке к занятиям, по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурств назначается по два ребёнка.

Дежурство по уголку природы вводится в старшей группе. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии. Воспитатель обращает внимание на новых обитателей живого уголка, рассказывает, как за ними ухаживать.

Он особо подчёркивает важность тщательного постоянного ухода за животными и растениями: только при этом условии им будет хорошо в группе. На занятии воспитатель может показать и некоторые приёмы работы дежурных: как опрыскивать растения из пульверизатора, как заготавливать воду для полива растений и так далее.

Следует отметить, что работа дежурных будет успешнее в том случае, если педагог постоянно воспитывает у всех интерес к уголку природы.

3) Коллективный труд. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организовывается общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы.

«Совместную работу детей надо особенно ценить - это зачатки коллективного труда, - говорит Н.К. Крупская. - В коллективном труде развёртываются лучше всего силы ребёнка» [8, с. 146]. Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;

- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

В подготовительных группах используются все формы организации труда детей: поручения (индивидуальные и общие), дежурства, коллективный труд всей группы.

Формируя новые навыки, воспитатель, так же как и в средней и старших группах, использует индивидуальные поручения. Особенно эффективны индивидуальные поручения в работе с детьми, требующими постоянного контроля со стороны взрослого (например, в работе с воспитанниками, часто отвлекающимися от дела, небрежно выполняющими его).

Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, со старшей группы становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.

Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх - четырёх. В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки труда у детей, опыт, приобретенный ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условиях, когда должно проявляться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. ...

Роль образования в развитии российского общества
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.[2] В современном мире значен ...

Анализ образовательной деятельности ливенского филиала ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»
Город Ливны является городом областного подчинения (образован в 1586 году) и расположен в 150 км к юго-востоку от областного центра на берегу реки Сосна. Особенностью территории можно считать удалённость от областного центра. С близлежащими городами Орлом, Ельцом налажено транспортное сообщение (ав ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru