Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет.
Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу.
Оценка пассивного словаря:
5 баллов - правильно показывает от 219 до 265 слов
4 балла - правильно показывает от 172 до 218 слов
3 балла - правильно показывает от 125 до 171слова
2 балла - правильно показывает от 78 до 124 слов
1 балл - правильно показывает от 31 до 77 слов
2. Исследование активного словаря.
Цель: Исследовать объем и качество активного словаря.
Процедура: Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака.
Инструкция: "Я буду показывать картинки, а ты постарайся их правильно называть". При исследовании словаря прилагательных задается вопрос: "Какой цвет, размер, вкус, форма, величина…?" При исследовании словаря глаголов задаются вопросы: "Что делает…?", "Как кричит…?", "Как
передвигается…?"
Материал: предметные и сюжетные картинки.
А. Исследование словаря имен существительных.
Времена года: лето, осень, зима, весна.
Время суток: день, ночь, утро, вечер.
Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама.
Деревья: сосна, ель, береза, дуб, клен, тополь.
Дикие животные: волк, медведь, олень, белка, заяц, еж, лиса, жираф, лев,
слон, рысь, носорог, лось, зебра.
Дикие птицы: грач, голубь, ворона, сова, сорока, ласточка, лебедь,
снегирь, воробей, скворец, дятел, цапля.
Домашние животные: лошадь, собака, корова, коза, кошка, овца, свинья.
Домашние птицы: курица, индюк, гусь, петух.
Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка,
пирамидка, коляска.
Инструменты: топор, молоток, пила, игла, клещи, ножницы.
Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Насекомые: оса, муха, бабочка, комар, муравей, стрекоза.
Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки.
Овощи: картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, тыква, свекла,
лук, перец, редиска, репа.
Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат,
платье, варежки.
Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода,
кастрюля.
Профессии: врач, повар, парикмахер, дворник, учитель, продавец,
милиционер, швея, пожарный.
Рыбы: щука, лещ, сом, окунь, акула.
Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль,
грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд.
Учебные вещи: портфель, тетрадь, ручка, карандаш, книга.
Фрукты: яблоко, груша, лимон, слива, банан, апельсин, виноград.
Цветы: ромашка, роза, тюльпан, колокольчик, ландыш, астра.
Части головы: лоб, брови, глаза, нос, рот.
Части руки: плечо, локоть, ладонь, пальцы.
Части тела: голова, ноги, руки, туловище.
Явления природы: солнце, луна, туча, гроза, снег, дождь.
Ягоды: клубника, малина, смородина.
Б. Исследование словаря имен прилагательных
Величина: большой, маленький.
Высота: высокий, низкий.
Тонкости педагогики:
Анатомо-физиологический аспект алалии
При алалии происходит недоразвитие или запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Это приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основны ...
Теоретические основы компетентностно-деятельностного обучения
Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского ...
Характеристика курса ОБЖ
Цели курса ОБЖ представлены в федеральном компоненте государственного стандарта. Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безо ...