Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Современная педагогика » Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Повышение процента речевых нарушений является результатом таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнений, увеличение количества заболеваний и различных патологий, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка (Ткаченко Т. А.) [38].

Кроме того, под влиянием улицы, запущенности со стороны взрослых, наплыву часто бессмысленной и безграмотной информации с телевидения и страниц новых журналов, у детей наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, занимающихся выявлением детей группы риска развития такой речевой патологии, как ОНР (Белова-Давид Р. А.) [3].

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко [38], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [44]), нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша [8], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова [15] и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева [34], Т.А. Ткаченкo [38] и др.), имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.

общее недоразвитие речь словарь

С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И. А.) [49]. Расширение запаса слов у детей - одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Ведь логическая богатая речь - залог успеха во многих и многих областях знания (Архипова Е. Ф.) [3].

Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет большое значение для успешного обучения в школе, поэтому особую значимость приобретает раннее вмешательство специалистов, способное изменить неблагоприятный ход развития ребенка. Н.В. Серебрякова [23] в своих работах подчеркивает, что для овладения грамотой необходимо сформировать у детей ориентировку как элемент языковой (речевой) действительности. Исследования, проведенные Н.В. Серебряковой [23], свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики у детей со стертой дизартрией. Прежде всего, обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, особенно предикативного, а также большое количество замен слов по семантическому признаку.

Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной дипломной работы.

Объектом нашего исследования является словарь детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровень речевого развития.

Предмет исследования - особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития.

Проблема исследования представляет собой выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития и определение оптимальных путей логопедической работы по формированию активного и пассивного словаря у детей данной категории.

Гипотеза: исходя из того, что у дошкольников с ОНР нарушено состояние всех компонентов речевой функциональной системы, то можно предположить, что нарушения лексики носят особый специфический характер в отличие от детей с нормальным речевым развитием. В связи с этим логопедическая работа должна осуществляться с учетом этих особенностей.


Тонкости педагогики:

Анализ организации педагогической работы в ДОУ
В основе воспитательно-образовательного процесса лежит «Программа воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой. ДОУ осуществляет сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города, с детской поликлиникой, социальной службой. Интерьеры ДОУ оформлены с учетом современного ди ...

Воспитательный потенциал семьи
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе ...

Рекомендации по работе с историческими документами
В работе с историческими источниками важно все: какой источник выбрать, как составить вопросы для его анализа, в какой форме провести этот анализ, как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru