Длина: длинный, короткий.
Обозначения цветов: красный, розовый, зеленый, желтый, голубой,
белый, сиреневый, коричневый, оранжевый, черный.
Сила: сильный, слабый.
Тактильные ощущения: твердый, мягкий
Температура: горячий, холодный.
Толщина: толстый, тонкий.
Форма: круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный.
Ширина: широкий, узкий.
В. Исследование словаря глаголов.
Кто что делает: мальчик рисует, умывается, играет, обувается; девочка ест, причесывается, стирает, помогает, чистит зубы, кормит щенка, одевается, моет посуду, застегивает, покупает, продает; строитель строит, кошка спит, доктор лечит, учитель читает, дворник подметает, повар варит.
Кто как передвигается: едет, плавает, летит, ползет, идет, бежит, прыгает, стоит, сидит, лежит, скачет.
Что чем делают: ножом режут, топором рубят, молотком забивают гвозди, пилой пилят, лопатой копают, ручкой пишут, кистью красят, метлой подметают, утюгом гладят, иглой шьют, удочкой ловят рыбу.
Оценка активного словаря:
5 баллов - правильно называет от 227 до 274 слова
4 балла - правильно называет от 179 до 226 слов
3 балла - правильно называет от 131 до 178 слов
2 балла - правильно называет от 83 до 130 слов
1 балл - правильно называет от 35 до 82 слова
II Исследование словаря синонимов и антонимов
1. Исследование словаря синонимов
Цель: Исследовать словарь синонимов.
Процедура: Логопед называет словосочетания, ребенку предлагается заменить их близкими по значению.
Инструкция: "Послушай внимательно и подбери слово, близкое по значению".
Материалом исследования являются слова:
Огромный, радостно, сообразительный, печалиться, смелый, горе, доктор, глядеть, плясать, скакать.
Оценка называния синонимов:
5 баллов - подобрал синонимы к 9 - 10 словам
4 балла - подобрал синонимы к 7 - 8 слов
3 балла - подобрал синонимы к 5 - 6 словам
2 балла - подобрал синонимы к 3 - 4 словам
1 балл - подобрал синонимы к 1 - 2 словам
2 Исследование словаря антонимов
Цель: Исследовать словарь антонимов.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: "Послушай слова и подбери слово-"неприятель"".
Материалом исследования являются слова: большой, слабый, хороший, грустный, узкий, день, бежать, радость, громко, низко.
Оценка называния антонимов:
5 баллов - подобрал антонимы к 9 - 10 словам
4 балла - подобрал антонимы к 7 - 8 словам
3 балла - подобрал антонимы к 5 - 6 словам
2 балла - подобрал антонимы к 3 - 4 словам
1 балл - подобрал антонимы к 1 - 2 словам
III Исследования семантической структуры слова и лексической системности
Источник: методика Архиповой Е.Ф. [2]
Цель методики: исследование семантической структуры слова.
Классификация предметов
Цель: Исследовать умение классифицировать предметы по группам.
Процедура: Логопед называет слова, ребенку предлагается заменить их словами, противоположными по значению.
Инструкция: "Разложи картинки на две группы и назови их".
Материалом исследования являются группы предметных картинок с изображением:
1 гр.: мебель - насекомые; 2 гр.: посуда - звери; 3 гр. дикие животные-домашние животные; 4 гр. птицы-насекомые
Тонкости педагогики:
Практическая работа
социального педагога по профилактике подростковой наркомании в условиях
общеобразовательной школы
Профилактическая работа была организованна в ходе прохождения государственной практики в группе учащихся МОБУ СОШ с. Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан с 26 января по 14 февраля 2009 года. Основные методики, используемые в данной работе по профилактике подростковой наркоманиии, явл ...
Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе
Глаголы, воссоздающие события коллективизации, подчеркивают ее насильственный характер. Проводить коллективизацию — значит ломать народ (18) задача организаторов ее на местах — обработать (31) тех, кто затуманен классовым врагом, и затоптать в землю (31) тех, кто встанет поперек путя (31). [10, c.4 ...
Воспитание как компонент целостного педагогического процесса
Воспитание в широком смысле – процесс передачи социального опыта от старшего поколения младшему. При этом задачи воспитателя включают следующее: передача исторического и культурного опыта, введение воспитанника в мир культуры; стимулирование процесса самовоспитания, помощь в трудных жизненных ситуа ...