Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе

Страница 3

Ученые курсы «идеология белорусского государства», «история Беларуси» способствует формированию следующих компетенций студентов:

· компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации, требующие от выпускника вуза умения формулировать собственные мировоззренческие принципы с учетом системы ценностей, общепринятых в современном белорусском обществе; соотносить перспективы личностной жизнедеятельности с перспективами развития белорусского общества;

· компетенции гражданственности и патриотизма, предполагающие выполнение обязанностей гражданина Республики Беларусь с учетом знания истории белорусской государственности и готовность своей профессиональной деятельностью содействовать укреплению Республики Беларусь, дальнейшему развитию ее материальной и духовной культуры с учетом существующего культурно-исторического наследия; включающие в себя умения оценивать актуальные проблемы развития белорусского общества на основе знания эволюции исторических явлений и соотнесения их с современностью, а также осуществлять мировоззренческий выбор с учетом знания основ идеологии белорусского государства; позволяющие реализовывать свои конституционные права и обязанности на основе знания исторического опыта белорусского народа и законодательства Республики Беларусь;

· компетенции социального взаимодействия, связанные с выработкой отношения выпускника вуза к существующим социальным нормам и ценностям на основе ориентации в историческом опыте белорусского общества;

· компетенции коммуникации, ориентированные на осуществление общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном белорусском обществе на основе знания народных традиций и менталитета белорусского этноса.

От знания истории во многом зависит то, каким станет выпускник высшей школы: патриотом, законопослушным гражданином, критически мыслящей личностью или человеком, безразличным к проблемам общества и государства.

Таким образом, как «история» так и «идеология белорусского государства» в вузе удовлетворяют запросы общества и государства, ориентированные в концептуальном плане на воспитание личности, осознающей приоритет фундаментальных человеческих ценностей и разделяющей ценности белорусского общества, содействующей сохранению и развитию культурно-исторического наследия [17, с. 4].

«Социология» – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов [18].

Можно выделить несколько векторов в направленности социально-гуманитарных дисциплин на формирование социально-личностных компетенций студентов в процессе образования:

1. ориентация личности на статус в обществе (например, на занятиях по социологии студенты учатся анализировать свой социальный статус, видеть цивилизованные пути его повышения, взаимодействовать с представителями разных социальных слоёв);

2. ориентация личности на позицию в конкретной социальной группе (изучение социологии позволяет студентам осознать и скорректировать свои социальные роли);

3. ориентация личности на саморазвитие (например, в курсе психологии у студентов формируется понимание значимости личности, её самоценности; воспитываются такие качества, как целеустремлённость, ориентация на успех, конкурентоспособность, самокритичность, стремление к самореализации.)

4. общая образованность и функциональная грамотность личности (студенты не только получают социальные знания, но и учатся их приобретать и применять на практике; это позволяет развивать свою личность вне организованного учебного процесса) [18, с. 48 – 49].

Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных. Социология направлена на усвоение комплекса знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальных процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений. Социология для студентов может выступать в качестве моста между гуманитарными и специальными знаниями по профессии [19, с. 45].

Социология учебная дисциплина, предметом изучения которой является общество как целостная система взаимодействия социальных организаций и институтов, социальных групп, общностей, отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем формирования игровой деятельности
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Одним из методов обследования является сбор анамнестических св ...

Разработка теории творческого коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Систематизация проблем использования интерактивных форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru