В качестве исходных концептуальных начал при преодолении возникшей в постсоветский период ситуации мировоззренческой неопределенности в историческом образовании можно рассматривать следующие:
· постепенный переход от знаниецентричного характера преподавания истории как набора запоминаемых фактов, представляемых в аспекте единственно возможной парадигмы ценностей, к культуросообразному характеру познания истории как процесса социального творчества человека;
· методологический плюрализм, позволяющий в аксиологическом аспекте оптимально сочетать формационный, цивилизационный, культурологический подходы к построению содержания исторического образования в вузе;
· единство образовательных, воспитательных и развивающих факторов преподавания истории, предусматривающих формирование таких интеллектуальных качеств личности, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция;
· научная объективность, позволяющая изучать исторические процессы и явления в совокупности их положительных и негативных сторон, исключающая субъективизм, идеализацию и политическую конъюнктуру.
Концептуальной основой для осуществления воспитательной функции отечественной истории является патриотизм [15, с. 18]. Под влиянием социально-исторических факторов в Х1Х-ХХ веках в состав патриотизма органически вошло чувство верности индивида новой форме общности людей, которая была представлена нацией. В качестве критерия принадлежности к нации первоначально доминировала идея этноса. Согласно этой идее белорусом считается тот, кто причисляет себя к титульной нации, говорит по-белорусски, соблюдает народные традиции, знает национальную культуру. В условиях провозглашения и становления суверенной Республики Беларусь критерием отношения к белорусской нации постепенно выступает идея демоса, при которой белорусом является любой гражданин Беларуси, независимо от национальной принадлежности, языка, вероисповедания, который рассматривает белорусское государство как свое собственное. Под понятием государство в данном случае понимается территориальный суверенный союз граждан, созданный в целях обороны их прав на жизнь, свободу, собственность. В условиях современных социальных трансформаций задача формирования у современной студенческой молодежи четких представлений о патриотических ценностях связана с преодолением их истолкования только в аспекте этнического национализма, при котором интересы нации преобладают над правами человека. Целесообразно постепенное утверждение идеи демоса, рассматривающей в условиях становления национального государства права человека выше чем интересы нации. Становление гражданского общества в нашей республике обуславливает необходимость реализации воспитательной функции исторического образования в аспекте формирования у молодежи гражданского патриотизма, который предполагает формирование сознательного отношения к своему государству. Мировоззренческая роль истории Беларуси актуализируется в условиях выработки консолидирующей наше общество идеи [16, с. 4 – 5]. В качестве такой общенациональной идеи рассматривается идеология белорусской государственности. Педагогически адаптированная научная теория диалектического развития белорусской нации и государства в XX и на рубеже XXI веков, положенная в основу содержания исторического образования, обеспечивает условия для воспитания новой мировоззренческой культуры личности. Общенациональную идею целесообразно рассматривать как педагогическую, воспитательную категорию, которая определяет социально-экономические, политические и духовные ориентиры развития нашего общества. В качестве кратких номинаций общенациональной идеи предлагаются следующие: язык, нация, государство; Родина, труд, духовность; Отечество, вера, справедливость; свобода, процветание, благополучие [16, с. 365]. Изучение истории Беларуси целесообразно осуществлять в контексте регионального цивилизационного развития, что обусловлено особенностями белорусского этноса, который исторически сформировался в процессе взаимодействия различных социально-экономических и этнокультурных общностей под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс исторического развития белорусского этноса прежде всего славяно-православного, восточноевропейского, российского, а также католического западноевропейского культурно-цивилизационных факторов отображает потребность современного белорусского общества в осмыслении своего прошлого, настоящего, будущего [17, с. 3 – 4].
Тонкости педагогики:
Программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма
Для успешной коррекции нарушений письма у учащихся 2-4-х классов важно грамотно оценить состояние письменной речи и особенности развития психологических предпосылок для её формирования. Важно знать психологические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. И только на этой основе опреде ...
Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи ...
Формы социально-педагогической помощи семье
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы ...