Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе

Страница 4

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Курс “социология” направлен на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные и социально-экономические процессы в обществе, на формирование навыков эффективных управленческих решений [20].

Изучение следующей дисциплины «политологии» по мнению составителей рабочей учебной программы должно способствовать приобретению студентами следующих социально-личностных компетенций: гражданственности и патриотизма; социального взаимодействия; коммуникации; самосовершенствования; критического мышления; умения работать в команде (в коллективе); проектирования и прогнозирования; самостоятельности, ответственности; умения постоянно повышать свою квалификацию. А также должно способствовать выработке социально-политических компетенций: умение аргументировать свою политическую позицию; умение анализировать конкретные политические процессы в современном мире и Республике Беларусь; способность применять политологические знания к решению профессиональных проблем; воспитать лидерские качества, воспитывать стремление к достойному выполнению гражданского долга.

Продекларированы следующие цели преподавания дисциплины: формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением; формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора; развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политической мысли. Задачами изучения данной дисциплины являются: усвоение студентами основных политологических понятий; формирование устойчивого интереса к общественно-политическим проблемам; формирование способности ориентации в политических процессах международного и национального характера; утверждение активной жизненной позиции; формирование навыков принятия управленческих решений [21].

Одним из способов повысить ответственность студентов является правовое образование. Правовые знания помогают формированию правовых поведенческих установок. Многие студенты считают, что освоение правовых знаний возможно только при проведении специальных занятий в вузе. Повышению правовой культуры студентов, формированию такой компетенции, как правовая грамотность способствует курс «основы права».

Социальная практика показывает, что правовые знания, являясь интегративным компонентом образовательной подготовки студентов, тем не менее, не являются приоритетной ценностью. Незнание права, правовых последствий своих действий и поступков как в будущей профессиональной деятельности, так и в личной жизни, способствует формированию у студентов правового нигилизма, приводит к росту различных девиаций. Отношение студентов к праву осложнены стереотипом сложности правовых проблем, из некоторой «элитарности» и доступности пониманию только узкому кругу правовых специалистов.

«Психология» как ученая дисциплина изучает факты, закономерности и механизмы психики. Она также способствует формированию социально-личностных компетенций у студентов, изучающих её. Для студентов эта наука значима тем, что она занимается изучением и описанием познавательных процессов. При описании познавательных процессов показано значение каждого из них для понимания психических явлений, определяющих деятельность личности [22, с. 3]. Знание основ психологии способно у студентов повлиять на формирование таких социально-личностных компетенций, как: обладание способностью к межличностным коммуникациям, способность к социальному взаимодействию; владение навыками здоровьезбережения, способность к критике, умение работать в команде, сотрудничество с другими людьми.

Перечислены далеко не все социально-гуманитарные дисциплины, однако, следует отметить, что основные социально-личностные компетенции, которые они формируют у этих дисциплин сходны. В нашем исследовании студентам-одногрупникам задавался вопрос, если бы у них была возможность выбирать какие гуманитарные дисциплины изучать, что бы они выбрали. Ответы были следующие: психология (наиболее частый ответ), затем по очереди идут: культурология, политология, право, социология, история, философия, идеология. Обоснование выбора чаще всего простое и незатейливое: «нравиться». Можно предположить, что здесь на выбор студентов оказали влияние такие субъективные факторы, как личность педагога, методика, манера преподавания, личная заинтересованность студентов, лёгкость получения зачёта (либо экзамена) и т.д. Кстати сказать, обосновывая важность другого предмета математики респонденты были более конкретны: «развивает мышление, помогает мыслить логично» наиболее частые ответы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Интернаучные методы прогнозирования в педагогике
Интернаучные методы применяются для прогнозирования объектов не менее чем в двух науках. При всем их разнообразии их можно свести в три основные класса: методы экстраполяции, методы экспертной оценки и методы моделирования. Методы экстраполяции Метод экстраполяции – это распространение каких-либо з ...

Дифференциация содержания дошкольного образования на современном этапе
Термины "индивидуализация обучения", "дифференциация обучения" широко используются в научной педагогической литературе. Эти понятия очень близки, имеют общую область действия. Тем не менее, ни одно понятие не поглощает полностью другого. Дифференциация обучения, по мнению исслед ...

Рекомендации по совершенствование методической работы в МДОУ детский сад №4 г.Карталы
В соответствии с целью и задачами методической работы в дошкольном учреждении, выделены основные критерии её эффективности. Мониторинг состояния методической работы в МДОУ осуществляется по следующим критериям: -обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru