Роль и место социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе

Страница 1

Анализ возможностей гуманитарных дисциплин в формировании социально-личностных компетенций студентов, представленный в специальной литературе [11; 12; 13], можно свести к следующим позициям:

1. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на формирование ценностных ориентаций студентов, их профессиональных и личностных качеств как будущих специалистов;

2. Гуманитарные науки обладают огромным потенциалом формировании мотивации будущего специалиста;

3. Гуманитарные дисциплины являются средством развития личности, служат основой формирования ключевых компетенций;

4. Гуманитарные дисциплины обладают огромным спектром форм и методов познавательной деятельности, необходимых для формирования профессиональной мобильности будущего специалиста;

5. Гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании осознанного отношения личности к процессам самообразования и самосовершенствования [13, c. 87].

Блок социально-гуманитарных дисциплин формирует будущего специалиста как рефлексирующего субъекта профессиональной деятельности, которому свойственны:

· Большая готовность к смене квалификации и места работы (Н.Г. Багдасарьян);

· Способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые (В.В. Пустовойтов);

· Осознание ответственности за результаты своей деятельности, стремление определиться, выбрать путь развития своего «я»;

· Способность, с одной стороны, к рефлексии, потребность в ней как принятыми целями, а с другой – к самоограничению, к «осознанию приделов собственной несвободы» (В.А. Сластенин);

· «интегративная активность», предполагающая активную позицию будущего специалиста в соответствии с потребностями рынка труда и своими собственными интересами (К.А. Абульханова-Славинская);

· Обладание важнейшими индивидуальными процессуальными характеристиками (разносторонность знаний и умений, самостоятельность, творческий потенциал, уникальность), которые стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению (В.А. Сластенин) [13, с. 88].

Изучение гуманитарных дисциплин в рамках образовательного процесса высшей школы может быть представлено как некая стратегия, которая реализуется на основе специфических для этого процесса принципов. В их число наряду с общепринятыми (научность, связь образования с жизнью, воспитания и развития, доступность) вошли:

1. непрерывность образования, предполагающая единство всех этапов формирования профессиональной мобильности будущих специалистов при изучении гуманитарных дисциплин;

2. системности в формировании мировоззренческих взглядов студентов;

3. гуманизации, проявляющейся в гуманистической направленности подготовки будущих специалистов, раскрытии личностного потенциала студентов;

4. динамичности, выражающейся в постоянном предвидении новых тенденций и изменений в будущей профессиональной деятельности, а также потребностей рынка труда;

5. индивидуализации. т.е. учёта интересов, склонностей и способностей студентов;

6. межпредметных связей, предполагающих взаимосвязь предметов фундаментальной и гуманитарной подготовки [13, с. 89].

Учебные планы по негуманитарным специальностям предлагают для изучения следующие гуманитарные дисциплины: история Беларуси, философия, культурология, психология, политология, социология, основы идеологии белорусского государства.

В условиях определения общегосударственных идеологических ориентиров в нашей республике история Беларуси играет определяющую роль в процессе идейно-нравственного воспитания молодежи. Содержание отечественной истории является педагогическим средством, которое обеспечивает личностное и общественное самоопределение выпускника в системе ценностей, существующих и формирующихся в белорусском социуме. Данные социологических опросов показывают, что такие традиционные ценности советского общества, как труд, гражданственность, патриотизм, национальное достоинство уступают место идеологии потребительства [14, с. 98]. На первом плане у студенческой молодежи, испытывающей на себе воздействие рыночных отношений, ценности, связанные с личным благополучием: любовь, семья, здоровье, дружба, бытовое благоустройство. Только осознанное усвоение выпускниками материальных и духовных ценностей, созданных в процессе исторического развития белорусского общества, способствует формированию чувства их сопричастности с судьбой страны и ее историей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию
Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные с ...

Роль современной семьи
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение стар ...

Пестушки, потешки, прибаутки как средство формирования личностных качеств ребенка раннего возраста
Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связанны с наиболее раним периодом развития ребенка. Мать, ра ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru