Автором разработана модель методической деятельности, включая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов, пространство применения методик.
В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 этапа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определённых элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено на рисунке 2.
Ориентируясь на данную схему можно выделить основные действия старшего воспитателя в каждой из этих пространств.
1. При создании поиска метода работы с детьми: описание сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.
2. При внедрении метода в работу педагогов: информирование, обучение, распространение, опытно-экспериментальная работа, воспроизведение и т.д.
3. При применении методики, метода основной упор делается на контроль над реализацией основных положений и коррекцию данной методики.
Рисунок 2 - Типы методической деятельности (по С.Ж. Гончаровой)
Центром всей методической работы МДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствовует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.
Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
На рисунке 3 представлена модель методического кабинета МДОУ детский сад №4.
Модель методического кабинета МДОУ
Рисунок 3 - Модель методического кабинета МДОУ №4
В каждом блоке информации придается особое значение отбору её содержания, систематизации, оформлению.
В таблицах № 1,2 представлено содержание внешней и внутренней информации методического кабинета дошкольного учреждения.
Таблица 1 - Внешняя информация методического кабинета МДОУ
Вид информации |
Содержание |
Оформление |
Нормативно-правовые документы Законодательства Р.Ф. |
1.Закон Р.Ф «Об образовании» 2.Типовое положение МДОУ 3.Конвенция о правах ребенка 4.Конвенция дошкольного воспитания 5.Материалы по аттестации и аккредитации МДОУ 6.Требования к отбору и экспертизе образовательных программ и др. |
Раздел «Нормативно-правовые основы деятельности МДОУ». |
Организация методической работы в дошкольном учреждении |
Литература по управлению образовательным процессом в МДОУ (функциям управления, формат работы с педагогическими кадрами). |
Раздел «Управление методической работой в МДОУ». |
Развитие ребёнка в образовательном пространстве дошкольного учреждения. |
1.Психолого-педагогическая литература и дидактический материал по видам деятельности и областям знаний ребёнка 2.Рекомендации к построению предметно-развивающей среды в МДОУ. |
Выставки « Новинки методической литературы» «В помощь воспитателю (самообразованию)», «Наш календарь», «Готовимся к смотру-конкурсу», «Альтернатива» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников). Каталог, учёт выдаваемой литературы. |
Взаимодействие с семьёй и социумом. |
Психолого-педагогическая литература по взаимодействию с семьёй, преемственности дошкольного и начального школьного образования. |
Разделы в методическом кабинете, выставки «Мир увлечений наших выпускников». |
Информация периодических изданий. |
Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», «Управление дошкольным образованием», «Музыкальный руководитель», «Для самых маленьких». Газеты: «Дошкольное образование», «Педагогический вестник». |
Картотеки на статьи журналов и газет (по разделам). |
Тонкости педагогики:
Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики, с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...
Роль и место педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов
социально-личностных компетенций
Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания преподавателя. Это предполагает существенные преобразования в системе воспроизводства педагогических кадров и изменения отношения со стороны общества к педагогу. Но прежде должна быть ...
Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере
образования
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты. В свою очередь, система «внутренних» ...