При составлении сетки занятий с детьми раннего и дошкольного возраста учитываются следующие условия:
1. методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду», где представлена примерная сетка занятий с детьми по разным видам деятельности.
2. гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения:
- к количеству занятий (в младшей и средней группах – не больше двух занятий в первую половину дня, в старшей группе – трёх, использование интегрированных занятий);
- к их продолжительности (в младшей и средней группах – не больше 10-15 минут, в старшей – не более 20-25 минут);
- с учётом работоспособности детей (занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, планируются в середине недели – во вторник, среду);
- с соблюдением баланса разных видов активности детей – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности.
В МДОУ учтена специфика работы логопедической группы (детей с ФФНР), которая работает по коррекционной программе Т.Б.Филичевой «Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Внесены изменения в содержание работы, в режим дня и сетку занятий группы детей с нарушениями речи:
1. со второй половины дня сняты все фронтальные занятия;
2. уменьшено общее количество фронтальных занятий за счёт увеличения удельного веса, количества и качества индивидуальных и подгрупповых занятий;
3. фронтальные логопедические занятия распределены по трём периодам (1 период: сентябрь – ноябрь, 2 период: декабрь – февраль, 3 период: март – май);
4. продуманы новые формы работы с родителями:
-практическое занятие («Школа для родителей»);
-деловые игры («Счастливый случай», «Брейн-ринг»);
- круглый стол «Единые требования семьи и детского сада с детьми, имеющими нарушения речи»;
-выпуск газеты «Звукарик» для каждого родителя (1 раз в квартал)
-конкурсы «Умелыми руками родителей», «Лучшие пособия по развитию мелкой моторики», «Одень куклу по сезону», «Отходы в доходы», «Самая красивая снежинка» и др.
Обращается особое внимание на обязательное взаимодействие всех специалистов, работающих в логопедической группе (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования).
Совместными усилиями решаются задачи индивидуального развития и оказания эффективной помощи каждому ребёнку. Это взаимодействие отражается в специальной тетради. С этой целью проводятся консультации «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя логопедической группы», «Развитие речи детей при помощи развивающих музыкальных упражнений», «Совместная работа логопеда и воспитателей над звукопроизношением», КВН «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства», консультация – парадокс «Творческая ошибка».
Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени – от условий, в которых оно протекает. Поэтому была продумана и изменена предметно-речевая среда не только в логопедической группе, но и во всех других группах.
Тонкости педагогики:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразован ...
Понятие раннего возраста в психолого-педагогической
литературе
Ранний возраст - особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В ...
Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха в
России
В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила развитие благодаря исследованиям Э.И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями ...