Профессионализация - залог успешного самоопределения и самореализации личности в современном обществе

Современная педагогика » Профессионализация - залог успешного самоопределения и самореализации личности в современном обществе

Страница 3

Ø состояние системы "на входе";

Ø промежуточные состояния и происходящие изменения;

Ø состояние "на выходе".

Профессиональное самоопределение- готовность рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностно - значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Для него характерна формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах работы и т.д.) и благоприятные условия для развития.

Доказано, что наиболее ярко самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.С. Чернышев, И.В. Дубровина, М.Р. Гинзбург, Е.П. Авдуевская, Т.А. Араканцева и др.). Самоопределение в этом возрасте выступает центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Среди различных форм самоопределений старшеклассников профессиональное самоопределение (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.М. Борисова, А.Э. Штейнмец, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.) является их "системообразующим центром" других форм самоопределения.

По сути, профессиональное самоопределение - это совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Следовательно, чтобы профессиональное самоопределение протекало успешно, необходимо:

Ø Ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку;

Ø Знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности;

Ø Владеть способами выбора профессии.

профессионализация профилизация школьник самоопределение

Переход к информационному обществу обуславливает усложнение профессионального самоопределения школьников. Выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода.Э. Гинзберг (США) выделяет 3 стадии процесса самоопределения:

Ø Стадия фантазии: в этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки.

Ø Гипотетическая стадия:

· Период интереса - дети делают свой выбор на основе своих склонностей и интереса;

· Период способностей - в это время подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией. Приносимых ею духовных и материальных благ, а также о различных способах обучения и подготовки. В этот период школьники должны определить возможные варианты будущей профессии, чтобы сконцентрировать свое внимание на изучении профилирующих предметов;

· Период оценки - этот период времени предполагает сопоставление предъявляемых к выбранной специальности требований со своей ценностной ориентацией и реальным возможностям;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Тонкости педагогики:

Подходы к определению содержания и методов физического воспитания старшеклассников, ориентированного на приоритет здоровья
Проблема формирования и сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из основных в любом обществе, думающем о своем будущем. В России еще в 1800 году появилось первое учебное пособие «Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно» (59), ориентирующее на и ...

Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...

Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задач ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru