Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе “рамочного” федерального закона и не исключает общего руководства со стороны центра: Министерство образования разрабатывает концепцию образовательной политики, выделяет средства на расширение вузов.
Политика федеральных органов и земель в области образования согласована с точки зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного признания дипломов.
Программы обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим министерством учебников, а учитель волен выбирать их. Таким образом, достигается многовариантность образования, обеспечивается плюрализм мнений и суждений. Преподавание не только в вузе, но и в средней школе строится на основе сочетания обязательных предметов и тех, которые можно выбирать по желанию. Система образования Германии интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную структуру (рис. 1.1), состоящую из начальной, средней I и II, и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования (9 лет), а в целом система школьного образования рассчитана на 12–13 лет. На сегодняшний день в Германии около 50 тысяч школ, в которых обучается более 12,5 млн. школьников. Все дети, достигшие шестилетнего возраста, начинают обучение в начальной школе (Grundschule). Обучение в начальной школе продолжается четыре года (четыре класса), нагрузка составляет от 20 до 30 часов в неделю.
Переход от начального образования к одному из типов младшего среднего, где ученики учатся до того, как пройдут весь курс обязательного образования, зависит от законодательства отдельных земель. Рекомендации школы, в которой обучался ребенок, является своеобразным ориентиром в определении дальнейшей профессиональной ориентации. Это согласовывается и с родителями. Итоговое решение, в принципе, принимается родителями, но для определенных типов школ оно зависит и от того, каковы способности ученика в той области, на которой специализируется данная школа, куда родители хотят отдать ребенка, и/или от решения, принятого управлением школы.
Разделение детей после начальной школы происходит, в основном по способностям, на три разные группы. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемой “основной школе” (нем. Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь дается базовое образование. Средняя нагрузка 30–33 часа в неделю. После окончания этой школы можно начать работать или продолжить обучение в системе профессионального образования. Ученики со средними результатами идут в “реальную школу” (нем. Realschule) и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии. В гимназии школьник получает образование классического типа (в основном гуманитарное). После окончания гимназии дается аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет.
Среднее образование второй ступени (среднее II) осуществляется только в гимназии в 11-м и 12-м классах. В тринадцатом классе гимназии ученики готовятся к учебе в высших учебных заведениях. По окончании тринадцатого класса гимназии ученики сдают экзамены по основным школьным предметам (нем. Abitur). Средняя оценка всех экзаменов абитура является важнейшим критерием для получения места для обучения в высшем учебном заведении. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения Германии не проводятся. Прием осуществляется в соответствии со средней оценкой в аттестате, а также с учетом некоторых социальных факторов.
Среднее образование в Германии представлено профессиональными училищами, специальными профессиональными училищами и высшими специальными училищами. В профессиональных училищах учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью. Обучение продолжается в течение 3 лет по 6–8 часов в неделю. Высшие специальные профессиональные училища готовят квалифицированных специалистов в основном для сферы обслуживания. Обучение длится от 1 года до 4 лет.
Тонкости педагогики:
Лингвопсихологическая характеристика аудирования
Американсикие психолог Браун первыми ввёли в методику термин «аудирование» в 50х годах ХХ века. В России термин был в ведён в 60-х годах З.А. Кочкиной, написавшей статью, « Что это такое аудирование?" (ияш №5/64 г.). [15] Бим И.Л считала что аудирование: - « это деятельность по восприятию и ра ...
Сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в
современном обществе
Особенности проявлений детского и подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое ...
Образовательная политика правительства в первой половине XIX
в. и создание историко-филологических факультетов в российских университетах
Начало XIX в. было ознаменовано крупными преобразованиями во многих сферах жизни российского общества, в том числе, и в области образования. К началу нового столетия государство еще не успело создать особые органы по управлению системой народного образования. В 1802 г. была проведена министерская р ...