Тувинские пословицы и поговорки являются лиро-эпическим жанром с явным преобладанием лиризма над эпикой. Не случайно пословицу народ воспринимал как цветок красноречия.
Назидательность пословиц обусловила доминирование вполне реалистических образов и приёмов художественного изображения.
Большинство тувинских пословиц основано на прямом двучленном психологическом параллелизме. В них образы природные, зоологические и социальные, человеческие иногда сближаются по чисто внешнему сходству.
Есть пословицы, утверждающие качественную близость, родство природных и социальных образов. Напр., в пословицах "птица гнездо, бережёт, человек - детей", "на ветвистом дереве птицы гнездятся, в доброй юрте народ собирается" образы птицы (птиц) и человека (народа) объединены общими идеями родительской любви, добрососедства и гостеприимства.
Иногда, правда, значительно реже, образы природные или социальные, или природные и социальные не только не сближаются, но и резко противопоставляются друг другу по принципу отрицательного параллелизма: "верблюд старится - верблюжонок растёт", "трудолюбивому - почёт, ленивому - насмешки", "близки вершины двух гор, а не сойдутся; далеко два человека, а встретятся".
Пословичный параллелизм всегда чётко оформлен синтаксически. Многие пословицы делятся на две части, состоят из двух парных строк-стихов. Первая часть (первый член параллелизма), как правило, описывает природный образ, а вторая (второй член параллелизма) - социальный. Напр.: «Собака укусит - кровь польётся, сплетник оговорит - слёзы польются».
Подлинный, обобщающий смысл первая часть пословицы приобретает только в сочетании со второй. Художественная убедительность второй, главной части, содержащей законченное суждение социального плана, усиливается природными образами первой части. Сливаясь, первая и вторая части образуют идейно-синтаксическое целое.
Сугубо тувинской образностью отличаются и обычные для пословиц тропы, напр., гипербола ("правда с ноготок гору лжи победит"), аллегория ("рога перегоняют уши, хоть и вырастают позже"), метафора ("кичливый человек невышитых сапогов-идиков не стоит"), сравнение ("сам, как крошка, чванством, как великан").
Для поэтического синтаксиса тувинских пословиц характерно употребление сопоставляемых грамматических форм в назывательном (именительном) падеже, что придаёт суждению особую точность и выразительность: "красноречие - у меня, цветок - на земле", "злость, что шило, скупость, что путы". Поговорки часто начинаются вводным словосочетанием "дээн ышкаш" - так сказать, напр.: "так сказать, у неубитого медведя шкуру поделили". Богата и разнообразна пословичная рифма (начальная, внутренняя, конечная), основанная на аллитерации и тавтологии.
Аналитическое, именно историко-этнографическое описание пословиц и поговорок невозможно без их правильного, научно точного понимания. Утверждение как будто бы само собой разумеющихся, прописных истин заставляет задуматься и найти потаённый смысл пословицы. Напр., в пословице "человеком становятся с детства" речь идёт не столько о физическом росте, сколько о социальном взрослении человека.
Однако при описании пословиц и поговорок подчас приходится, абстрагируясь от главного, обобщённо-метафорического содержания, принимать во внимание, прежде всего, их первоначальный, буквальный, реалистически конкретный смысл. Тогда, напр., в пословице об опытном человеке, не допускающем ошибок в жизни и работе.
Тувинские пословицы и поговорки делятся на 6 тематических групп: о природе, человеке, быте, семье, хозяйстве и собственно духовной культуре.
Песни. Большинство тувинских народных песен отличают полная стиховая структура и протяжная мелодия, что и определило соответствующую терминологию: "узун, суук ыры" - протяжные песни, "узун, суук аялга" - протяжный напев.
У каждого жанра своя специфика, свои разнообразные средства поэтической выразительности и особые формы художественного выражения этнографизма. Несомненно, выражению этнографизма определённым образом содействовала и музыкально-песенная форма.
В загадках, пословицах и поговорках чётко выявляются вполне самостоятельные тематические группы. В песнях подобная систематизация просто невозможна, т.к. почти каждая отдельно взятая песня одновременно заключает в себе, вследствие содержательного полифонизма, различные элементы, напр., природные, социальные, любовные, часто бытовые и прочие. Иногда эти элементы представлены в песне одинаково выразительно, иногда неравномерно, с разной художественной силой.
Тонкости педагогики:
Формирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» подготовлен и принят в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-20 ...
Музыкальный словарь ребенка, как показатель его музыкальной культуры
С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихот ...
Систематизация проблем использования интерактивных
форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...