Тувинский фольклор как факт духовной культуры

Страница 2

2. Особенно ярко оно выступает в поэтике - в языке, мелосе, образности, жанровых формах.

У тувинцев, лишённых устойчивой письменной традиции, фольклор как основная форма выражения народного мировоззрения и самосознания вплоть до недавнего времени играл интегрирующую, национально-консолидирующую роль.

Коллективное в фольклоре в целом преобладает над личным, индивидуальным. Но и индивидуальное начало порой проявлялось ярко. Многое зависело от личности информатора, его таланта, его устремлений, конкретных обстоятельств его жизни, его состояния в момент передачи фольклорного произведения.

К широкой, интенсивной, раскованной импровизации носителя фольклора подводила, располагала сама обстановка исполнения. Соответствующее окружение, слушатели и собиратель, определённым образом относившиеся к нему, как бы заранее задавали ему свою программу, которой информатор, как правило, и следовал. Однако иногда он стремился воплотить и своё, личное отношение к тому-то и тому-то, не всегда и не во всём совпадавшее с отношением коллектива. Определённую роль играл и временной фактор: чем больше пел, играл, рассказывал и т.д. информатор, тем больше он вдохновлялся, тем ярче проявлял своё "я".

Индивидуальное начало могло даже преобладать над коллективным, что мы видели на примере песен эротического содержания из собрания Н.Ф. Катанова вспоминал: "Когда старик Седип по прозвищу Хураган начинал играть на лимби (инструмент, похожий на флейту), меня как будто дёрнет, я начинаю четыре пальца правой руки опускать между пальцами левой и перебирать, чувствую струны лимби, подыгрываю себе и пою".

Тувинский фольклор до сих пор - живое, живущее творчество масс, связанное с различными сторонами вчерашней и сегодняшней жизни народа. И в будни, и в праздники он продолжает выполнять важную социальную функцию, вероятно, более важную, чем выполняет русский фольклор среди местного русского населения. О стойкости тувинской фольклорной традиции свидетельствует, например, широкое и активное бытование загадок. Стали традиционными смотры, фестивали и конкурсы фольклорных ансамблей, семейные концерты, праздник и молодёжные вечера "шагаа", включающие театрализованные представления, народные игры и состязания, занятия народных университетов культуры, посвященные тувинской музыке и фольклору, и т. д. Идёт сложный процесс усвоения тувинского фольклора русскоязычным населением.

Фольклорный материал позволяет судить о некоторых фольклорных жанрах.

Загадки помогали практически познавать и изучать окружающий мир. Загадка являлась также средством развития особой техники мышления, выработки критериев сравнения, сопоставления, отождествления, формой весёлого досуга, испытания мудрости, тайной (условной, иносказательной) речи, связанной с магическими представлениями древности.

Через загадку открывалось многообразие жизненно-предметных связей. Загадковое описание становилось как бы вторым названием предмета (лица, явления), названием не прямым, а косвенным, часто замысловатым, метафорическим, но очень важным, т.к. благодаря ему загадываемый, до конца ещё не понятый предмет (лицо, явление) через какие-то называемые загадкой признаки и качества другого, уже познанного предмета (лица, явления) становился по аналогии, путём сопоставления в один ряд с ним, и тем самым характерные свойства загадываемого предмета (лица, явления) высвечивались чётко и достаточно образно.

Загадки развивали смекалку, творческое воображение и память, расширяли кругозор, учили наблюдать, думать, рассуждать, реально оценивать мир. Загадки приобщали, прежде всего, детей, к поэтической стороне вещного мира, к восприятию словесно-художественной образности и красноречию.

Жизненная конкретика, соответствие пониманию и интересам, как взрослых, так и детей (последнее обстоятельство особенно важно), лёгкая воспринимаемость и запоминаемость, удобное произнесение делали загадку подлинно демократическим жанром. Загадки воспринимают мир непосредственно, чувственно (видят и слышат) и логически (констатируют, свидетельствуют, утверждают, предполагают, рассуждают, ставят вопросы, осуждают), художественно его изображают, живописуют.

Пословицы и поговорки. Основным источником пословиц, безусловно, явились историческая жизнь народа в её многоразличных проявлениях и отстоявшийся в течение веков народный жизненный, трудовой, социально-исторический опыт.

Тувинские пословицы и поговорки, в силу своей жанровой природы, постоянно сбиваются на лирику, информативный материал, как правило, подают в дидактической, декларативной, безапелляционной форме, как неизбежную, закономерную данность, в виде морально-нравственных суждений-оценок (это ярко проявляется, напр., в осуждении бесхозяйственности). Если тувинские загадки, в основном, описывают, то пословицы и поговорки, в основном, оценивают.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Особенности работы по профопределению воспитанников детского дома
Исследование проводилось на базе МОУ «Тотемский детский дом». Учреждение создано 1 августа 1999 года по решению комиссии при Главе Тотемского районного самоуправления, где содержатся и воспитываются дети от 2 до 18 лет. Учредителем учреждения выступает Управление образования Тотемского муниципально ...

Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста
В формирующем эксперименте приняли участие 10 человек экспериментальной группы. На формирующем этапе эксперимента мы попытались реализовать условия, описанные в параграфе 1.3 через развивающую среду. Цель формирующего этапа нашего эксперимента состояла в повышении общего уровня развития детей ранне ...

Проблемы введения нового стандарта
Разработка стандарта затрагивает интересы множества социальных групп: учителей, чиновников, министерства образования, представителей высших учебных заведений и академических институтов. Учеников и их родителей. Их интересы часто противоречат друг другу. Например, преподаватели вузов хотят, чтобы шк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru