Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д. (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, СП. Толстов), что иллюстрирует комплексный характер проблемы.
Многообразие взглядов на сущность понятия "здоровье" и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительные трудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как "здоровье", возникают еще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя бы минимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, оно достаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначности понимания часто отводится не первое место.
В понятие "здоровье" заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку это понятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре и переоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальные трансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемый сменой тысячелетий.
Определение понятия "здоровье" с давних времен является одним из труднейших научных и методологических вопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.
"Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ."
Л.Н. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что "в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье ."
Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Но на данной стадии развития общества это определение не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященных категории "здоровье". Его критикуют: за идеальность цели, которую никогда не достичь; за то, что неопределенное понятие "здоровье" определяется через субъективное понятие "благополучие"; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком; за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья (В.П. Казначеев).
Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика - одно из необходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко).
Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенные физические дефекты, даже в стадии комненсации, Г. А, Кураев, С.К. Сергеев и Ю. В, Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.
Тонкости педагогики:
Обучение как компонент педагогического процесса
Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной а ...
Технологии профилактики наркомании
Для профилактики наркомании в образовательной среде используются разнообразные формы и методы. Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в ...
Трудовое обучение и воспитание в школе: их эффективность
Конструктивные принципы трудового обучения и воспитания в советской школе еще с конца 20-х гг. подверглись деформации и искажению. В условиях командно-административной системы как в теории, так и особенно на практике был осуществлен отход от прогрессивной концепции соединения обучения с производите ...